Реальность или аллегория? Мастерская масок

Реклама
Грандмастер

Замусоренная, неухоженная комната, скорее, сарай. Стойка для инструмента, шкаф для масок, рабочий стол, рамка для расчесывания париков. На стене — еще одна маска. В правом углу на полу — жаровня с горящими углями, на ней какой-то горшок.

Кошка на сидушке как бы наблюдает за происходящим (если верить комментаторам, кошка — символ разврата и лени. Лень присутствует явно — везде грязно).

Основательно сморщенный и почти беззубый старик (у него нет коренных зубов, поэтому щеки провалились), молодая цветущая женщина. Она раскрашивает маску, он режет новую.

Странная для Сведомского картина, у него нет жанровых сцен. Почему вдруг эта выпала из сюжетного ряда?

Может быть, это аллегория — художник изобразил самого себя в недалеком будущем: запустение, грязь, маски вместо картин? Одна радость — рядом сидит прекрасная женщина. И он предвкушает свою победу! (Еще бы не торжествовать: он такой потрепанный, а она — сама свежесть!)

Реклама

Как связаны персонажи? Кто она ему? Кто он ей? Учитель? Допустим, что это так. Тогда откуда она появилась? Это внучка, дочь или воспитанница (скажем, дочь родственника или друга)? В любом случае, это не просто ученица: женщин вне семьи не учили такому ремеслу.

Молодая женщина похожа на всех героинь Павла Сведомского. Одна и та же натурщица? Возможно, что у нее были способности к рисованию (об этом нигде ничего не написано). Возможно, он пытался ее учить. Может быть, это обучение не было специальным, а как развлечение? Может быть, для нее это был шанс продлить общение с мастером? Может быть, мастер был для нее больше, чем учитель? Что касается самого Павла Сведомского: одно то, что женское лицо переходит из картины в картину на протяжении многих лет, говорит о многом (не секрет: натурщицы становились любовницами).

Реклама

Если между ними есть какая-то связь, то о чем говорят маски? В шкафу женская маска — портрет героини. Вторая — какой-то другой мужчина. Может быть, это персонаж из прошлого женщины?

Каким-то ужасом веет от маски на стене. И маска обращена прямо на героиню, как бы предупреждает о чем-то неприятном, трагическом. А когда это будет — это трагическое? Связано ли оно с наставником?

Маска на коленях героини еще без волос, но парик для нее уже расчесан (на стойке), а на жаровне стоит горшок с клеем. Еще немного — и маска будет закончена и займет место на полке. У нашего героя в работе, похоже, трагическая маска.

Лицо женщины какое-то мечтательное, светится радостью. На лице мужчины — зловещее торжество. Что бы это значило? Поединок интеллектов? Он думает, что она уже сдалась, а она — что он в ее власти полностью?

Реклама

Тип женщины, пожалуй, цыганский (хотя для цыганки она слишком бледна). Если это так, она по жизни ни к чему не может относиться серьезно. Тогда почему такая трагичность маски на стене? Может быть, ей уготована участь Кармен? И в руках мастера — долото…

И если художник видит именно так свое будущее, чем вызвано такое видение? Какие события в его жизни привели его к такому более чем странному изображению? Может быть, это была проекция его тогдашних связей? (Если исходить из того, что известно, жизнь Павла Сведомского закончилась без трагических поворотов; у него остались наследники, которые в конце прошлого века побывали в России.)

Что бы это все значило? Что всем этим хотел сказать автор? Может быть, у этой картины есть литературная основа: рассказ, роман, повесть, баллада, предание? Или это все-таки зарисовка с натуры?

Увы, ответа нам не дождаться: художник от нас далеко, его мысли ушли вместе с ним, и мы вряд ли до них докопаемся. А картина — завораживающая, настораживающая, таинственная …

Реклама