В XIX веке ситуация несколько изменилась, но Германия и Франция остались соседками — с серьезными пограничными проблемами.
Территория Эльзаса/Лотарингии много веков была причиной территориальных споров между двумя державами. Во времена Франко-Прусской войны 1870 года немцы отобрали у французов эти территории. Франция этого простить никак не могла. Под знаменем угрозы войны между Германией и Францией прошла вся вторая половина XIX века.
Генерал Альфред фон Шлиффен считал, что долго воевать Германия не может, у нее просто не хватит ресурсов. Потому он поставил на молниеносный разгром врага. Сначала — Франции, с тем чтобы, разгромив ее за 39 дней, сразу после этого ударить всеми силами по России, избежав войны на два фронта.
Так в самом начале ХХ века в искусстве ведения войны появилась идея блицкрига.
В ту неторопливую эпоху развертывание армий на границе длилось месяцами. Посему войну против России и Франции планировалось начать и вести молниеносно. Пока армии России медленно и неторопливо за несколько месяцев подойдут из глубин страны к границе, Германия ударит по Франции уже отмобилизованным и размещенным вдоль границ войском.
При этом план Шлиффена был слегка иезуитским. По идее автора предполагалось в центре противостояния между Германией и Францией вначале ударить, а потом притворно отступить, дав французам оккупировать часть Лотарингии. Вкусив кажущейся победы, военное руководство Франции должно было начать надеяться на скорый разгром своего извечного врага — Германии.
После этого с севера должно было начаться неудержимое наступление конницы, драгунских полков, конной артиллерии и пехоты, перевозимой на телегах. Обойти войска Франции через нейтральные Нидерланды, Бельгию и Люксембург — на границах с нейтралами у французов не было ни укреплений, ни войск.
Немецкие войска должны были обойти французов и в течение 39 дней дойти до Парижа и взять его, после чего ударить в тыл французской армии, стоящей на границе с Германией.
Автор немецкого плана наступления был уверен, что, захватив кусочек Германии, французы не смогут вовремя среагировать на убийственный удар с севера, через нейтральные страны. Да и кто из французских генералов, уже вроде бы ставших победителями, смог бы отвести войска, вернув немцам захваченные у них территории?
Великолепный был план. И при наличии хорошей технической базы он был реализован весной 1940 года войсками гитлеровской Германии. Почему же план не удался в 1914 году?
Все оказалось очень просто: ушел в отставку, а потом и умер создатель плана. А те генералы, которые пришли на его место, не сумели понять того, что план наступления имеет и психологическую сторону: сначала надо было поддаться в центре позиции — чтобы французы, потеснив притворно отступивших немцев, психологически оказались не в состоянии перебросить свои войска на отражение угрозы с севера.
Потому в начале войны доблестные немецкие войска немного потеснили французов в центре. Оттого, увидев опасность с севера, те отреагировали без промедления. Да еще и русские начали наступать в Пруссии намного раньше, чем ожидали авторы плана, заставив немцев перебросить ударные войска против армий Самсонова и Ренненкампфа.
Не доходя по Парижа, немцы, потеряв ударную силу, вынуждены были остановиться. Франция получила передышку — и Первая мировая война начала входить в позиционный тупик, когда окопы, ДЗОТы и земляные укрепления, прикрытые пулеметами, сделали невозможными и атаки кавалерии, и наступления пехоты.
Началась та самая война на истощение, которой так хотели избежать авторы и разработчики Плана Шлиффена.