Какие были на самом деле жители Помпеи?

Реклама
Профессионал

Великий Карл Брюллов постарался на славу — горожанами Помпеи, изображёнными на картине, впору любоваться, а не жалеть их. Художник мастерски использовал все законы композиции и приёмы в живописи, чтобы показать красоту обнаженного человеческого тела.

Такой академической красотой можно любоваться долго. И любуются до сих пор, не обращая внимания на живописную трагедию. Или любуются великолепными формами людей на контрасте с цветовой и формальной жесткостью разгневанной природы.

А сама трагедия в виде драматичного фона только усиливает прекрасные образы несчастных горожан на переднем плане. Даже старики на картине выглядят впечатляюще. Фигуры женщин можно вообще рассматривать часами. Особенно — лежащей женщиной с накинутым куском добротной ткани красивого горчичного цвета на переднем плане.

Еще ближе находятся мужчина в каске (наверное, воин) и женщина с короткой стрижкой (видимо, рабыня), которые красиво-театрально спасают своего господина. Рельефная мускулатура левого плеча воина в каске выгодно подчеркнута увядающими мощами тоже левого плеча пожилого человека. Это не случайно. Это — прием в

Реклама
композиции картины, чтобы разными возможными контрастами «разлить» по поверхности холста напряжение трагедии.

Художник разместил эту сцену в контражуре (в тени напротив света), чтобы выгодно показать на свету лежащую несчастную с горчичным хитоном под надвигающимся огненным кошмаром. Хотя вокруг лежащей немного накидано аккуратных камешков, но на ней самой — ни пылинки. И волосы красивые и здоровые. Блестящие. Как после хорошего шампуня с бальзамом.

Реклама

На дальнем плане тоже нет никаких камней. Они там не нужны — зритель рыдает, глядя на идеальные формы лежащей без сознания красивой женщины на втором плане после сцены «спасения господина». Рядом с женщиной — беззащитный ребенок, ему тоже уготована ужасная смерть.

Ребенок — как ангел, женщина — само совершенство… И надвигающаяся смерть — как нечто неизбежное. Красивая картина.

На самом деле всё было не так красиво. Точнее — совсем некрасиво: антропологи, обследуя скелеты примерно трехсот горожан Помпеи, с удивлением отметили их преклонный по тамошним меркам средний возраст — более 40 лет.

Реклама

И это еще не все: на костях большинства помпеян и помпеянок обнаружены следы артроза — болезни, которая не только обезображивает суставы, но и приводит к усиленному росту волос по всему телу.

Погибшие, вероятно, были уродливыми и волосатыми, и хорошо, что Брюллов не знал об этих достоверных фактах.

Да и сам город не был цветущим садом — еще за несколько лет до трагического извержения земля вокруг Везувия начала сотрясаться, и все, кто мог, наверняка не стали дожидаться последнего дня.

Археологи, внимательно изучившие состояние зданий в городе, обнаружили, что ремонтировать их уже никто не пытался. Похоже, что судьба города была хорошо понятна его жителям.

Так что в настоящее время есть серьезные свидетельства того, что задолго до своей гибели Помпея пришла в упадок и населяли ее отнюдь не красавцы.

Реклама

Наверное, великолепные фрески, извлеченные из-под пепла, настолько смутили историков, что они, испытывая эстетический восторг, обрисовали Помпею, погибшую в 79 году нашей эры, цветущим городом, населенным молодыми и красивыми женщинами и мужчинами.

Автор картины «Последний день Помпеи» К. Брюллов тоже добавил «масла в огонь» во всех смыслах — маслом по холсту написал красивые образы несравненных помпеянок на фоне огня Везувия.

Эх!.. Но факты есть факты.

Реклама