На запрос «альтернатива» и «медицина» виртуальные, да и бумажные, словари с готовностью выдают четкие и по сути одинаковые определения. А вот найти сколько-нибудь внятное определение «альтернативной медицине» не удалось. Слишком уж разные сущности обозначают этими двумя словами.
Еще одна проблема в том, что один и тот же диагностический и лечебный метод в разных ситуациях оказывается то конвенциональным, то альтернативным. А тут еще придумали комплементарную медицину — этакий мичуринский гибрид из нормальной медицины и чего-то непонятного, которое дополняет медицину до какого-то невнятного идеала. Что-то вроде старинной кареты на шасси Тойоты.
В свое время и меня не минула чаша сего модного пития, и я изрядно побарахтался в этой мутной жиже. Однако когда первое опьянение стало уступать место закономерному похмелью, все отчетливее стал вырисовываться вопрос: а что это, собственно говоря, такое? Это альтернативная
Некоторые, не желая залезать в философские дебри, относят к альтернативной медицине всякие народные методы. Дескать, то, что проверено вековым/тысячелетним опытом народного целительства, оно оченно полезное и ни в жисть не вредное. Это врачи завсегда ошибаются, а народ, наш народ, он — непогрешим!
Кстати, о народных методах.
В прошлом году угораздило заболеть рожей. Одна знакомая, весьма интеллигентная дама с высшим техническим образованием, заметив, как я хромаю (ногу разнесло не на шутку, ни в какую обувь не лезла), немедленно дала дельный совет:
— Так надо же красным платком повязать! Ты сам врач, а самого главного не знаешь!
— Хватит с меня и антибиотиков с аспирином. Вот еще гепарином колюсь.
— Рожу только красным лечат. А от этих антибиотиков один вред и осложнения. Так народная мудрость гласит!
— Ну и привяжи себе эту «мудрость»…
Через две недели я вернулся на работу. Осложнение действительно было: эта дама до сих пор на меня обижается за пренебрежение народной мудростью.
Эта «народная мудрость» здорово отравляла мне жизнь в те уже далекие годы, когда я работал хирургом в одной воронежской поликлинике.
Она входила в кабинет и моментально заполняла небольшую комнату плотным и гнусным запахом перекисшей мочи. Чаще всего она являлась в образе пациентки, тихо подвывающей при каждом мало-мальски резком движении, и заключалась в том, что все болезни лечатся мочой.
Ну, там, в поликлинике, вопрос решался просто: обмыванием мылом и перекисью водорода, проветриванием помещения и основательной нотацией. Да еще ангел-хранитель мой, медсестра Евдокия Федоровна, время от времени выходила в коридор и, унюхав в очереди очередную носительницу «народной мудрости», без особых церемоний отправляла её домой — мыться.
Потом, уже в период «перестройки», мне попалась на глаза брошюрка — из тех шарлатанских книжонок, что обещают спасение от всего на свете, а наипаче предостерегают от нормальной медицины. Пробежав пару страниц наугад, глазам своим не веря, я скрючился от приступа тошноты. Автор, чтоб ему пусто было, советовал ЭТО пить, да еще расписывал вкус и запах. Швырнув пакостную книжонку на прилавок, я вылетел на свежий воздух и насилу отдышался.
Потом уже, несколько успокоившись, я поглубже разобрался в этом вопросе. Оказывается, под эту гадость подведено глубокомысленное основание, а сама она обозначается красиво звучащим «научным» термином.
Было много дел и событий. Слегка похихикав над аргументацией «народных целителей, я вскоре забыл о «лечении мочой», тем более что, расставшись с поликлиникой, перестал иметь дело и с вонючей панацеей.
Итак, разберемся с «лечением мочой», или, как это тошнотворное действо именуют наукообразно, с уринотерапией.
Из глубины веков достает нас дремучее невежество — «лечение» мочой.
Точно так же, как и древние предки, суеверно изобретавшие «рецепты» из ослиной, собачьей, человечьей мочи, экспериментируют над собой и близкими люди нашего века. И даже придумали этому издевательству благозвучное название.
— Вот вы не верите в уринотерапию, а я даже помолодела! — доказывала врачам одной из пермских больниц работающая в ней пожилая санитарка. — Была уже бабушкой, а опять стала женщиной! Результат, как видите, налицо.
Женщина пила собственную мочу, надеясь таким образом излечить опухоль и избежать гинекологической операции. Время уходило, опухоль переродилась в злокачественную. И кровотечение из распадающегося узла женщина приняла за возобновившиеся менструации. А гуляющая по рукам литература, пропагандирующая несуществующие чудо-свойства мочи, только укрепляла в ней эту уверенность.
«Исцеляет» абсолютно все: ожоги, венерические болезни, нефриты, колиты, облысение, ожирение… И даже, не поверите, спасает от голода. «После растирания мочой врач даже приборами не может обнаружить, что человек ничего не ел», — читаем в одной из похабных книжонок, из тех, что заполонили прилавки книжных магазинов, лотков и прочих торговых мест.
А мы-то, глупые, убиваемся из-за дороговизны лекарств. Подаем на хлеб нищим… Зачем, спрашивается, если буквально каждый владеет несметным богатством — резервуаром с «живой водой». Знай только подставляй кружку, пей да растирайся. И будешь здоровым, сытым и молодым. Так?
— Не так! — в один голос отвечают фтизиатры, урологи, эндокринологи, кардиологи… Примеры, когда больные довели себя до тяжелого состояния, принимая мочу при заболеваниях почек, крови, сердца, половых органов, есть в каждой больнице. Реальных исцелившихся счастливчиков не знает никто.
— Народная медицина рекомендует применять мочу при ссадинах, ушибах. Правда, что иногда это помогает снять отек? — интересуюсь у травматологов.
Но, оказывается, они гораздо чаще сталкиваются с обратной реакцией.
— Сыпь, краснота, отеки — традиционная реакция на такое «лечение» ушибов, — говорят специалисты.
Нам уже приходится наблюдать больных, у которых после длительного питья собственной мочи развивается тяжелое состояние в виде рвоты, профузных поносов и даже кровотечений из язв желудочно-кишечного тракта. Такие больные обычно попадают в инфекционные больницы с ошибочными диагнозами: дизентерия, брюшной тиф, холера. Никакой патогенной кишечной флоры у них не выявляется, и все симптомы исчезают после прекращения уринотерапии.
А знают ли люди, что они на самом деле пьют?
За сутки через сосуды почек проходит 1500 литров крови. В клубочках почек она фильтруется. Вследствие этого из сыворотки крови образуется первичная моча — 180 литров. Она движется по почечным канальцам. И во время этого передвижения наиболее ценные и необходимые для организма вещества реабсорбируются — всасываются обратно в кровь. А ядовитые и ненужные, растворенные в воде, образуют так называемую вторичную мочу, которая выводится наружу. Здоровый человек выделяет ее в сутки от 600 до 2000 миллилитров.
Сравнили объемы? Впечатляет? Вот какая мощная фильтрация нужного и ненужного проводится самим организмом. И уж он-то, согласитесь, лучше всех определяет, что ему полезно, а что нет.