Какие опасности подстерегают в авиапутешествии?

Реклама
Грандмастер

Когда-то давно один знатный дворянин совершил очень дальнее путешествие, из Петербурга в Москву. Об этом незаурядном событии он написал целую книгу. В наше время люди массами живут в Москве, а работают в Питере, Рязани, Туле, Саратове (или наоборот) и на выходные «Сапсанами» ездят домой к семье. А кто-то летает самолетом — домой или в другие страны, и такие путешествия несут в себе определенные риски.

Казалось бы, все очень просто: выправил визу, купил билет — и лети (если забыть про коронавирус и необходимость получить отпуск на работе). Но на самом деле при дальних путешествиях самолетом возникает целый ряд осложнений для здоровья человека.

Во времена поршневой авиации, когда поездки дальше, чем на 100 км, считались дальними, авиаперелеты казались пассажирам чем-то близким к фантастике. Вместо того, чтобы ехать поездом неделю или две, можно было сесть в самолет и прибыть в нужный город в тот же самый день или назавтра, совершив всего-то несколько посадок (для дозаправки самолета, а заодно можно было и размять ноги).

Пассажирские самолеты с поршневыми двигателями летали (по нынешним меркам) недалеко и невысоко. Сегодня, когда в пассажирской авиации осталось всего несколько типов ближнемагистральных

Реклама
пассажирских самолетов, прелесть перелетов на таких машинах могут узнать пассажиры, летящие по маршруту, например, «Краснодар — Джубга», «Ростов — Ейск», «Архангельск — Котлас» и многих сотен других ближних рейсов.

Реклама

Каковы сложности перелетов «малой авиацией»? Самолеты маленькие, летят относительно низко, в зависимости от погоды и времени суток, бывают воздушные ямы — истинное испытание для вестибюлярного аппарата и крепости желудка.

Лично я летал очень много и в основном дальними авиарейсами, когда лайнер летит на высоте от 10 км и выше. При таких полетах бывает тряска при попадании в турбулентность, но из-за этого, на моей памяти, никого из пассажиров не тошнило. А вот при полетах на легкомоторной авиации много раз наблюдал, как многие не выдерживали прыжков по воздушным ямам.

Увы, но и полеты реактивных лайнеров, проходящие на большой высоте, тоже имеют свои минусы. Да, на таких перелетах обычно нет воздушных ям, людей тут не укачивает. Однако здесь возникают другие проблемы для здоровья.

Реклама

Современные авиалайнеры летают на высоте от 10 до 13 км и со скоростью около 800 км в час, полеты иногда длятся более 10 часов. Какие неприятности для здоровья ожидают пассажиров в таких полетах?

Реклама
  1. В салонах самолетов при полете на большой высоте держат давление несколько меньше атмосферного, оно примерно соответствует высоте 1500−2000 метров. Такое падение давления может спровоцировать излишнее давление на барабанную перепонку. У здоровых людей просто закладывает уши, а в случае гайморита или насморка — возможно возникновение головной боли.
  2. Могут возникнуть проблемы из-за обезвоживания, ведь воздух на высоте очень сухой. А обезвоживание может повлечь загущение крови, что, в свою очередь и при определенных условиях, может привести к тромбозу, а оторвавшийся тромб — причина внезапной смерти.
  3. Длительная неподвижность в кресле. В сочетании с обезвоживанием усиливается риск тромбоза, особенно в ногах. А оторвавшийся тромб — это смерть.
    Реклама
  4. Облучение пассажиров и экипажа. На высоте более 10 км, где плотность атмосферы во много раз ниже, чем на Земле, ионизационное излучение космических лучей в десятки раз сильнее, чем на поверхности. На пассажирах это не сказывается так уж сильно, ибо ну сколько раз в месяц человек летает по 10−15 часов? А вот для членов экипажей воздушных судов вводится определенный режим, и чтобы они не получали высокие дозы облучения, им ограничено количество полетов в месяц.
Реклама

Ввиду того, что сверхдальние перелеты уже стали причиной смерти некоторого числа пассажиров, были выработаны правила поведения в таких полетах:

  • во избежание обезвоживания пить побольше воды;
  • во избежание возникновения тромбоза из-за длительной неподвижности, надо минимум раз в два часа полета прогуляться по салону, чтобы размять ноги.
  • а чтобы избежать переоблучения, не стоит летать слишком часто, пару раз в год более чем достаточно, чтобы и поездить по миру, и не получить высокую дозу облучения.

Перечитал написанное и ужаснулся. И зачем оно нужно? Лететь за тридевять земель с опасностью для жизни для того, чтобы оказаться в чужой стране, где обычаи неизвестны, пища сложна для непривычного к ней желудка путешественника, солнце светит или слишком сильно, или слишком слабо…

Реклама

Насколько полезнее для здоровья провести отпуск недалеко от дома, на какой-нибудь турбазе, чтобы и рыбалка возле дома, и банька при коттедже, и в ней только свои были. Позагорать на пляже в пяти метрах от входа, покупаться в озерке на утренней зорьке, чтобы окончательно проснуться. А вечером, во время белых ночей, когда вода — будто парное молоко… ах-х-х-х, как здорово! И никаких тебе тромбозов или ионизирующих излучений.

Реклама