В петровское время начинается переход от образа Марфушеньки к Настеньке, если вспомнить героинь известной сказки режиссера Александра Роу. Макияж становится сдержанней, естественней. А этому причиной стал костюм!
В 1700 году Петр I издает указ «О ношении венгерского платья». Через два года венгерская одежда монарху разонравилась, и в декабре 1701 года он издает новый указ «О ношении всякого чина людям немецкого платья и обуви».
До сих пор не стихают споры о целесообразности копирования европейских традиций и в этой области, но объективно костюм меняется — на смену многослойной, глухой одежде приходят открытые платья. Теперь женщины открывают и зону декольте, и руки, и спину. Если в прежнем платье передвигаться стоило неспешно, то теперь движения становятся все активнее.
Большой слой пудры и белил, нанесенный только на лицо, контрастировал с другими, видимыми, частями тела, а жестикулировать, играть богато напудренными плечами невозможно. Да и разорительно тратить на руки и спину так много
В допетровское время в макияже присутствовали три цвета: белый, красный, черный, пришло время разнообразия. Глаза подчеркивали синей, лиловой, зеленой подводкой. Пудра больше не напоминала муку, появляются розовые, золотисто-бежевые оттенки. Сурьма теряет свою интенсивность. Косметика ароматизирована, теперь она учитывает все многообразие вкусов и желаний клиентов.
Мода на косметику обрушилась и на мужчин, теперь и они белились, румянились, пудрили парики, подводили глаза.
Немало этому способствовали и маскарады с переодеванием, ставшие популярными в годы царствования Елизаветы Петровны. Эпоху Елизаветы называют временем «тирании моды», императрица вошла в историю как диктатор, продвигающий западные манеры.
Интересно, что косметические процедуры, входившие в обиход, были тесно связаны с личностями императриц.
Анна Леопольдовна, царствовавшая всего год, любила праздность и чтение книг. Ее не интересовали различные ухищрения, кроме солнечных ванн. В хорошую погоду на балкон Зимнего дворца устанавливалась кровать, отгороженная от случайных взглядов ширмами.
А Елизавета Петровна, пренебрегавшая режимом дня, нуждалась в процедурах по восстановлению цвета лица. Входят в моду маски из измельченной капусты и огурцов, смешанных с яблочным соком и медом. С пигментными пятнами и появляющимися морщинами императрица боролась с помощью того же огурца.
Мобильная, энергичная Екатерина II ввела моду на криопроцедуры. Утром она протирала лицо замороженным отваром петрушки. Днем наносила маски, в состав которых входила капуста, земляника, ржаная мука, мед и др. После снятия маски протирала лицо лосьоном на основе жирных сливок.
Скрабы, питание волос, уход за телом — все это делала и сама императрица, и рекомендовала подданным.
В эпоху Екатерины в России работало 4 крахмальных и пудренных завода и 5 румянных. В лавках торговали как отечественной, так и привозной косметикой. Пуд пудры стоил 10−12 рублей. Стали переводиться первые книги о косметических средствах, в числе которых и «Дамский туалет, содержащий в себе разные воды, умывания и притирания для красоты лица и рук, порошки для чищения зубов, помады для губ и проч.».
В начале XIX века косметика стала сдавать позиции, вошла в моду бледная томность. Теперь яркие румяна и контрастные брови — признак крестьянки, а тонкая натура должна быть прозрачной. Румяна изгнаны, пудры использовали совсем мало, предпочитая светлые оттенки, губная помада — только нежных цветов. Настоящую войну объявляют пигментным пятнам, веснушкам, лицо должно стать безупречно бледным и ровным.
А в конце XIX, начале ХХ века яркий макияж вдруг возвращается. Румяна, карандаши для подводки глаз, даже баночки с голубой краской для прорисовки вен.
Мода менялась во все времена, каноны женской красоты никогда не были незыблемыми, но незыблемым остается желание каждой женщины чувствовать свою привлекательность.