Кого считали русской красавицей в допетровское время?

Реклама
Грандмастер

Мы привыкаем к новым терминам. Сейчас мало кого удивишь словом «бьюти» (красота — англ.). Бьюти-блогер, бьюти-фото, бьюти-индустрия вошли в наш лексикон. А как относились к собственной красоте наши далекие предки? Какими средствами пользовались женщины на Руси?

«Как же ее не любить? Боярыня красотою лепа, бела вельми, червлена губами, бровьми союзна, телом изобильна… Чего же тебе надо, собака?!» — говорил царь Иоанн в известной пьесе Булгакова. Известно, что эту фразу писатель позаимствовал у писателя и государственного деятеля XVI−XVII веков князя Катырева-Ростовского. Князь так описывал прелести Ксении Годуновой, дочери Бориса Годунова.

В допетровской Руси женщины вовсе не выглядели скромницами: сложная многослойная одежда с множеством украшений, страсть к серьгам, ожерельям. Одежда преимущественно ярких расцветок: розовая, малиновая, зеленая, лиловая. Русских женщин отличала и чрезвычайная любовь к косметике.

«Иные же жонки лицо своё безобразят, и паки красок накладут — ино червлёно, ино бело, ино сине, что суть подобно мерзкому зверю облизьяну»

Реклама
, — эти слова приписывают протопопу Аввакуму. А митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий III в 1662 году изгнал из храма несколько женщин за слишком яркий макияж.

Излишества отмечали и иностранцы, побывавшие на Руси.

Реклама

Англичанин Энтони Дженкинсон в середине XVI века писал:

Женщины в Московии имеют изящную наружность и благовидную красоту лица, но природную красу их портят бесполезные притирания. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски. Брови они раскрашивают в чёрную краску под цвет гагата.

Немец Адам Олеарий:

Они белятся так, что кажется, будто кто-то пригоршней муки провёл по их лицу.

Справедливости ради следует отметить, европейские женщины тех времен пользовались теми же косметическими средствами. Однако европейские мужья, в отличие от русских, стремились экономить на своих женах, замечая, что чрезмерные траты на женские ухищрения способствуют разорению. В

Реклама
Англии даже приняли закон, согласно которому женщина, прельстившая мужчину с помощью «фальшивых средств», приравнивалась к ведьме, и брак с такой женщиной признавался недействительным.

Реклама

А на Руси женщина считала зазорным выйти на улицу без макияжа: толстый слой белил, яркие румяна, подсурьмленные черные блестящие брови. А если кто-то и пытался игнорировать общественные устои в области «прекрасного», это воспринималось как бунт. Известен случай с боярыней Черкасской, которая была очень хороша собой и не желала белиться и румяниться так рьяно. Тогда боярыни настроили мужей, а те, в свою очередь, убедили ее супруга воздействовать на смутьянку.

В Москве в середине XVII века в Китай-городе появляются белильные ряды, аналоги современных магазинов косметики, а до этого в центре столицы косметику покупали в овощных и мясных лавках. Ей торговали у самых стен Кремля, у Собора Василия Блаженного.

Реклама

Увлечение макияжем не было столь невинно, «красота» угрожала их здоровью — в состав многих средств входили яды: сернистая ртуть, соли свинца, негашеная известь.

Один из канонов женской красоты тех лет воспринимается современным человеком как настоящий эстетический шок — в моду вошли черные зубы. По одной из версий, этот способ русские женщины переняли у азиаток.

Но вероятнее всего, дело было не в моде, пришедшей с Азии. Для отбеливания зубов стали использовать меркуриальные примочки — пасту на основе ртути. Но через пару лет зубы после таких процедур темнели, эмаль сходила, появлялся неприятный запах. Тогда разрушенные зубы стали маскировать черной краской. Петру I даже пришлось издать указ, регламентирующий гигиенические процедуры полости рта: отныне ртутное отбеливание стало под запретом, а зубы полагалось чистить порошком на основе мела.

Реклама

Историки не пришли к единому мнению, объясняя причину чрезмерной тяги к макияжу и яркой одежде русских женщин. Почему

Реклама
русские красавицы, столь привлекательные от природы, часто превращали себя в манекены?

Версий существует множество: от чувственности, страстности русской натуры до контрастных условий жизни и тяги к справедливости. Именно этой версии придерживался историк Василий Ключевский. Он полагал, что косметика, украшательство у русских женщин — от стремления сгладить неравенства, стремления к справедливости, ведь эти средства способны превратить дурнушку в красавицу.

Николай Чернышевский считал:

Красивая славянская организация, миловидное славянское лицо искажались сообразно восточным понятиям о красоте, так что русский мужчина и русская женщина, могшие следовать требованием тогдашнего хорошего тона, придавали себе совершенно азиатскую наружность и совершенно монгольское безобразие.

Реклама

Петровское время ввело новую моду и на декоративную косметику, но во все времена стремление женщин к преображению своей внешности неизменно.

Продолжение следует…

Реклама