Гадания так или иначе входили в жизнь любого человека. Достаточно вспомнить пятую главу «Евгения Онегина», где Пушкиным описываются святочные гадания и многие народные поверья тех времен. Сон Татьяны, гадание с зеркалом, гадания на картах… Эта глава полна описаний народных примет, пусть и сделанных иногда вскользь и с присущей
К слову сказать, самому Пушкину тоже приходилось в своей жизни сталкиваться с гадателями и прорицателями довольно близко. И несмотря на легкую иронию, с которой он описывает святочные гадания, например, в пятой главе, сам он в них, по всей видимости, верил.
В 1818 году он вместе с друзьями пошел к приехавшей тогда в Петербург известной гадалке и прорицательнице — немке Александре Кирхгоф. Существует несколько свидетельств о том, что происходило тогда. Известно, что гадали в тот вечер всем, и когда очередь дошла до Пушкина, немка разложила карты и сделала пять предсказаний. По свидетельству
Предсказание было о том, во-первых, что он скоро получит деньги; во-вторых, что ему будет сделано неожиданное предложение; в-третьих, что он прославится и будет кумиром соотечественников; … что он дважды подвергнется ссылке; наконец, что он проживет долго, если на 37-м году возраста не случится с ним никакой беды от белой лошади, или от белой головы, или белого человека… которых и должен он опасаться.
Реклама
Из последующих событий в биографии Пушкина мы можем судить, что все эти предсказания сбылись. Хотя нельзя отрицать и того, что, несмотря на кажущиеся совпадения, к слепому и бездумному верованию любым гаданиям поэт всегда относился с должной иронией. Однако и многие другие факты говорят нам о том, что в гадания он верил, хотя многие исследователи сходятся во мнении, что лучше бы ему было никогда не слышать этих многозначных и расплывчатых слов и не придавать им такого значения.
Также мы не можем знать и того, что именно разложила в тот вечер гадалка — карты Таро (что, наверное, отразилось бы в свидетельствах современников об этом событии) или обычные гадальные карты. Хотя достоверно известно, что в то время карты Таро уже были достаточно распространены.
Но тем не менее мы можем сказать, что сам принцип гадания на любых картах основан на одном и том же. Человек, пришедший к прорицателю, задает какой-либо вопрос (от расплывчатого «Что будет?» до каких-то конкретных вопросов, касающихся конкретной ситуации или взаимоотношений с определенным человеком), и далее гадатель или гадалка позволяет человеку вытянуть одну карту (в случае самого простого гадания) или делает более или менее сложный расклад и далее при помощи толкования одной карты или их совокупности делает
Сбываются ли эти события? Не будем забывать об эффекте Барнума и о том, что часто человек сам конкретизирует порой очень расплывчатые и неопределенные предсказания и находит им подтверждения в своей собственной жизни. Современные предсказатели делают упор на том, что любые гадания — это «информационная услуга», которая позволяет человеку лишь получить некие подсказки относительно его прошлого, будущего и настоящего, с тем чтобы самому разобраться в ситуации и в дальнейшем уже самостоятельно строить свою судьбу и принимать решения.
Однако многие примеры сделанных разным людям предсказаний показывают и то, что своей судьбы, как правило, никому не удается избежать и что во всех этих предсказаниях есть некий фатализм, и поэтому человеку стоит лишний раз подумать, прежде чем обращаться за помощью к предсказателям.
Разумеется, нужно помнить и то, что карты Таро — это несколько оккультная практика. Их история уходит корнями в глубокую древность, и время их появления исчисляется уже несколькими столетиями. Существует несколько версий их появления…
Среди основных можно выделить прежде всего каббалистическую, а также египетскую и цыганскую версии. Точно так же к нашему времени уже насчитывается и множество колод — от нескольких дошедших до нас основных, которые формировались в разных странах, до декоративных новоделов, к которым относятся эльфийские, эротические (колода Мило Манара), Таро Самураев, Таро Вампиров и так далее…
Одной из самых первых колод, созданных в XV веке, является колода Таро Висконти-Сфорца. Эта колода была заказана герцогом миланским Филиппо Мария Висконти и его зятем Франческо Сфорца предположительно либо по случаю 10-летия свадьбы Франческо и Бьянки Марии Висконти (1451 г.), либо по случаю коронации Франческо Сфорца (1450 г.), и она рисовалась вручную темперой по известной существовавшей тогда технике с покрытием из сусального золота или серебра. В этой колоде недостает 4 карт из обычных 78 в остальных, более современных, колодах. В дальнейшем у итальянской знати стало популярным дарить такие колоды по тем или иным торжественным поводам, и таким образом было создано еще несколько колод, по-прежнему с меньшим количеством карт.
Марсельское Таро, изготовленное в XVII веке во Франции, тоже имеет итальянское происхождение и является французским только по названию.
Создание египетской версии происхождения карт Таро, как и самой колоды с таким дизайном, приписывается французскому франк-масону Антуану Кур де Жебелену. Именно он еще в XVIII веке сам придумал легенду происхождения карт Таро, согласно которой изображения 22 старших арканов происходят из рисунков на стенах 22 комнат древнего египетского храма, а само наименование карт он трактует как «Путь Царя». Однако ни лингвистических, ни исторических подтверждений этой версии найти не удалось.
Одна из самых популярных колод — колода Райдера-Уайта — была создана в 1910 году Артуром Эдвардом Уайтом, исследователем масонства и каббалы. Рисунки к колоде выполнила художница Памела Колман-Смит, так же как и он, состоявшая в герметическом ордене «Золотая Заря». В ней Уайт поменял местами XI и VIII арканы: аркан «Правосудие» стал числиться под номером XI, а «Сила» — под VIII.
Тогда же он издал «Иллюстрированный ключ к Таро», где подробно разбирается каждая из 78 карт в колоде, их традиции и история и приводятся примеры разных раскладов. Эта колода послужила основой для создания многих последующих версий карт Таро.
Наиболее сильно отличающейся от других колод и чрезвычайно богатой различной эзотерической символикой является колода Таро Тота, созданная в 1944 году Алистером Кроули и художницей Фридой Харрис.
Кроули внес значительные изменения как в структуру самой колоды (вернул старшим арканам «Правосудие» и «Сила» исходные «французские» позиции), так и в названия мастей и некоторых карт: переименовал пентакли в диски, заменил «Пажа», «Рыцаря», «Королеву» и «Короля» на «Принцессу», «Принца», «Королеву» и «Рыцаря», а также дал названия некоторым картам.
В том же 1944 году Алистер Кроули выпустил под псевдонимом «Мастер Терион» «Книгу Тота», где изложил описание колоды и расшифровку ее символики, согласно своим собственным воззрениям. Его трактовка включает ссылки на европейскую астрологию, каббалу, мифологию множества народов, от Индии до Скандинавии.
Мы видим, что несмотря на то, что позиции создателей всех колод карт Таро были достаточно субъективны, все они в своих работах опирались на глубокое изучение трудов по астрологии, мифологии и каббале и старались насытить свои колоды различной эзотерической символикой. И результаты их работы от этого стали только еще более интересными.