Существуют специальные программы развития и воспитания детей младшего возраста. Однако такие программы не способны в быстро меняющемся мире отслеживать и внедрять все новые идеи дошкольной педагогики и электронных технологий.
Сегодня, благодаря Интернету и телевидению, каждый желающий может легко освоить самые современные методики, применяемые в дошкольной педагогике. И когда родители владеют темой, работа воспитателей становится более эффективной.
В нынешнем году мне по семейным обстоятельствам пришлось некоторое время поводить моего трёхлетнего внука в детский сад. И я сразу же обнаружил множество инноваций, пришедших в дошкольное воспитание с тех пор, как я водил в детский сад своих сыновей. Давайте поговорим о некоторых из них.
Первым, что произвело на меня большое впечатление, стали «Десять заповедей родителей», вывешенные в гардеробе группы. Их смело можно назвать библией отношений между родителями и их детьми. Этот текст, занимающий всего одну страницу, настолько ёмкий, что для вдумчивых родителей становится прямой подсказкой для установления правильных взаимоотношений с малышами. Это — как краткий учебник для взрослых.
«Десять заповедей» намеренно перекликаются с древним источником — десятью заповедями Моисея, чтобы подчеркнуть их значимость. Слова народные, как иногда говорят о песнях.
Десять заповедей родителей:
- Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не думай, что ребёнок твой: он Божий.
- Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь. Он даст жизнь другому, тот третьему: это необратимый закон благодарности.
- Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и пожнёшь.
- Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен — ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя, а может, и больше.Реклама
- Не унижай!
- Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребёнка, мучь — если можешь, но не делаешь.
- Помни — всегда для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.
- Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
- Люби своего ребёнка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок — это праздник, который сегодня с тобой.
Воспитатель группы, Юлия Фёдоровна Седловская, не только опытный педагог, но и мама, вырастившая двоих детей, перешедшая на работу воспитателя по призванию. Сначала она влюбилась в эту работу, потом прошла необходимое обучение и была принята воспитателем
в тот сад, куда водила своих детей.Впервые Юля прикоснулась к миру пятилетних детей, будучи школьницей десятого класса. Она, как ей тогда казалось, совершенно случайно, из любопытства и за компанию, посетила дом малютки города, в котором живёт.
Под названием «дом малютки» в советские времена скрывалось слово «приют» или интернат для детей, брошенных родителями.
Всё, что она там увидела, оставило в её душе неизгладимый след. Особенно врезалось в память Юли то, как дети окружили её, свою гостью, и каждый старался продемонстрировать ей свои самые лучшие черты и умения, чтобы понравиться, втайне надеясь на то, что эта девушка уведёт их к себе домой и станет им мамой.
Позднее Юлия неоднократно вспоминала это событие, перевернувшее её мировоззрение. И всякий раз это погружение в прошлое навевало грусть, когда она мысленно ставила себя на место брошенных детей. После рождения дочери Юлия снова и снова, уже с точки зрения матери, оценивала жизнь обитателей
Своего первенца уже в полтора года Юлия привела именно в тот детский сад, о котором была наслышана, что там работают хорошие педагоги.
Тема воспитания малышей стала для неё с этого времени главной темой жизни.
Реклама
Она перечитала массу статей и книг о дошкольном воспитании и стала одной из немногих мам, которые самостоятельно овладевают педагогическими и психологическими знаниями и применяют их к своим детям.
В детском саду она действительно встретила замечательных педагогов. Молва не обманула! Многое Юлия почерпнула именно в общении с воспитателями своей дочери. Такая активная мама не могла не произвести на работников сада хорошее впечатление.
Так завязались человеческие взаимоотношения. Юлия стала приходить в сад просто пообщаться с работниками. И когда родился второй ребёнок, сын, никаких сомнений относительно того, в какой сад его вести, уже не было.
За то время, когда оба ребёнка прошли обучение в этом саду, Юлия поняла окончательно, что работа с
И это время пришло. Получив приглашение стать штатным воспитателем в группе, Юлия Фёдоровна начала размышлять о том, как можно улучшить качество взаимоотношений между воспитателями и родителями детей.
Идея пришла как бы сама собой: надо в первую очередь усилить информационный обмен с родителями. Благо, что новые информационные технологии легко позволяют сделать это. Главная проблема — преодолеть консерватизм людей.
Выбор пал на использование мобильных телефонов, так как они имеются практически у каждого. А в качестве способа связи был выбрана программа Вайбер (Viber). Эта программа сейчас — одна из наиболее популярных. У многих родителей она была уже на мобильниках, а те, кто её не имел, получили ссылки для её скачивания.
А дальше, как говорится, дело техники. Все родители получили доступ в чат «Наши детки», который организовала Юлия. Этот чат сразу же вызвал у них неподдельный интерес.
Возможная обратная связь быстро сплотила коллектив родителей. Теперь все они имели возможность онлайн общаться и между собой, и с воспитателями группы.
Родительский чат даёт множество различных возможностей. Это и доска объявлений, и трибуна для высказывания личных мнений по тем или иным вопросам, и место обсуждения многочисленных мероприятий, проводимых в саду.
В течение дня воспитатель часто размещает фотографии, на которых родители могут увидеть своего ребёнка и видеозарисовки из жизни группы.
Идея использования чата для общения воспитателей с родителями конкретной группы сада быстро прижилась. Теперь кажется удивительным, почему она никем не использовалась в детском саду раньше. А идея действительно интересная и легко внедряемая. Воспитатели других групп уже начинают осваивать это новшество.
Думается, что последовать примеру этого сада было бы интересно и другим дошкольным учреждениям.