Детская агрессия - как быть? Кризис трехлетнего возраста

Реклама

Специалистами отмечено, что периоды выраженной агрессивности ребенка, нарушающие его гармоничные отношения с окружающими и наблюдаемые в процессе нормального аффективного развития, в основном совпадают с переживаниями возрастных аффективных и личностных кризисов.

Кризис трехлетнего возраста отмечен агрессивным поведением, капризами, негативизмом, упрямством, строптивостью, своеволием, обесцениванием взрослых, протестом и даже бунтом и стремление к деспотизму.

Негативизм — это такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет сделать что-либо только потому, что это предложил кто-то из взрослых, то есть это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.

Упрямство — такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильно захотелось, а потому, что он это потребовал, то есть реакция на свое собственное решение.

Строптивость носит, в отличие от негативизма, безличный характер. Она направлена против норм воспитания, установленных для ребенка.

Реклама

Своеволие заключается в стремлении ребенка к самостоятельности. Наблюдается самостоятельность в намерении, лишь в зачатке.

Обесценивание взрослых проявляется, например, если мать услышала от ребенка в свой адрес ругательное слово.

Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями. «Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними», — писал Л. С. Выготский.

В семье с единственным ребенком встречается проявление деспотизма. Ребенок демонстрирует деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.

В период кризиса трех лет происходит то, что называют раздвоением. Здесь могут быть конфликты: ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может их ломать со злостью. Происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка. Тенденция к самостоятельной деятельности знаменует собой то, что взрослые не закрыты для ребенка предметом и способом обращения с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире.

Реклама

Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Детский мир из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.

Еще недавно ребенка носили на руках, и вот теперь он встречает строгих и не поддающихся управлению взрослых.

Задача родителей — помочь своему ребенку в этот период жизни. Поверьте, ему не так легко, как может показаться на первый взгляд, ему гораздо тяжелее. Вы взрослый человек и можете справиться со своими эмоциями, ребенок — нет.

Ваша задача научить его делать это для облегчения его дальнейшего общения, для существования в социуме, в обществе. Ни запретами, ни окриками, ни одергиваниями, ни угрозами, ни шлепками невозможно заставить малыша вести себя прилично.

Здесь метод «клин клином» категорически не допустим! Если мама сама показывает малышу такой пример, если малыш видит, что родителям позволено вести себя агрессивно, то какую реакцию вы ждете от него?

Реклама