Если ребёнок ежедневно подолгу сидит у телевизора, то родителям следует насторожиться — всё указывает на то, что их чаду нечем заняться. Они в этом тоже виноваты. Некоторые родители воспринимают голубой экран в качестве няни. Пришёл из детсада? Усаживайся перед телевизором — получай свою пустышку и никому не мешай.
Вряд ли кто-нибудь всерьёз станет отрицать вред телевидения для здоровья детей. Все подспудно понимают, что это так. На психику подростков, например, очень негативно влияют сомнительные новации режиссёров и шоуменов — они принимают это за норму поведения. Ежедневные кровавые сцены на экране вырабатывают неестественное отношение к смерти, и это потом выливается в суициды и непредумышленные убийства. Отношению к противоположному полу многих подростков обучают современные реалити-шоу. Они так прочно внедряются в подсознание, что дети воспринимают отношения героев как эталон и начинают их слепо копировать.
Физическое здоровье тоже страдает. Проблемы со зрением не заставляют себя ждать. Детская близорукость — настоящая мировая эпидемия. Когда ребёнок сидит у телевизора, его глаза воспринимают изображение в качестве светового потока, преломляющегося внутри глазного яблока, проецируя на сетчатку. Ребенок, сам того не замечая, напрягает глаза, чтобы картинка стала чётче. Постоянное движение на экране заставляет его внимательно вглядываться в детали и ещё больше напрягаться. Если ежедневно ребёнок проводит
Сегодня телевидение активно вытесняет чтение, а это напрямую влияет на интеллектуальное развитие — дети утрачивают способность мыслить. Многие психологи единодушны в том, что ежедневное многочасовое сидение у телевизора или компьютера приводит к дезадаптации. Реальная жизнь отходит на второй план. Ребёнок меньше общается со сверстниками, отвыкает думать. Это и есть уход в виртуальный мир. Если время, проведенное вне телевизора или компьютера, он считает потраченным впустую, значит виртуальная зависимость не за горами.
Современный мир невозможно представить без компьютеров, телевизоров и других технических новинок. Речь не о том, чтобы вовсе оградить от них ребёнка, нужно лишь ограничить время, которое он проводит рядом с ними. Маленький ребёнок должен проводить у телевизора или компьютера не более одного-двух часов в день, подросток — до четырёх часов. Если ребёнок сразу не готов принять такую «теледисциплину», то вводить её можно постепенно. Например, для начала договориться с ним, чтобы он не смотрел телевизор во время еды. Необходимо чем-нибудь увлечь своё чадо: записать в секцию, отдать в музыкальную школу, ходить вместе в бассейн.
Компьютер и телевизор могут серьезно помочь ребёнку в развитии. Малышу можно предлагать мультфильмы, образовательные передачи. Осваивать компьютер тоже необходимо, но нагрузка на глаза должна быть разумной. Малышам младше двух лет смотреть телевизор не рекомендуется. Кроме нагрузки на глаза, он может стать сильным возбудителем, то есть неуправляемо воздействовать на центральную нервную систему ребёнка. Детям старше двух лет не стоит проводить у телевизора более получаса в день.
Смотреть телевизор ребёнок должен обязательно сидя. Экран лучше расположить прямо перед ним. Нельзя допускать, чтобы он смотрел на экран сбоку. Вечером необходимо дополнительное освещение. Расстояние от глаз до экрана должно быть не меньше трёх метров. Если экран довольно большой, ребёнка следует посадить как можно дальше от него.
Глупо оспаривать обучающий потенциал телевизионных и компьютерных технологий. Но менять реальный мир на виртуальный ещё глупее. Нужно найти золотую середину и тогда всё пойдёт только на пользу.