Возможно, дополнительные трудности придется преодолеть еще на первоначальном этапе, до вступления в брак и венчания. Предусмотрены случаи, когда церковный брак не может быть заключен и венчание не проводится.
К таким случаям относятся: родство между женихом и невестой до третьего колена включительно, если молодые являются крестными родителями одного и того же ребенка, если родитель одного из молодоженов является крестным для второго, а также, если жених или невеста не крещены в Православной церкви.
Но церковь в наши дни не всегда настаивает на догмах. Для попавших в «черный» список есть шанс. Следует обратиться к главе епархии. Возможно, разрешение будет получено.
В отличие от прежних порядков, сегодня церковь не запрещает разводы, но предпринимает меры, чтобы осложнить процедуру, дать еще одну возможность осмыслить происходящее и спасти семью. Как известно, время лечит. На этот процесс и надеются священнослужители.
Расторгнуть церковный брак, конечно же, можно, но значительно сложнее, чем мирской. Если благословить на брак и провести церемонию венчания может обычный священник, то снять благословение имеет право только патриарх или архиепископ.
Процедура начинается совсем как в ЗАГСе, с приема заявления. Для этого необходимо лично прийти в епархиальную канцелярию и написать прошение. Термин «заявление» здесь не в чести. Лучше приходить вдвоем с бывшим супругом или супругой. Все равно церковь поинтересуется его (ее) мнением.
Впрочем, можете не терять зря время, если вашему браку меньше года, если у вас есть ребенок не старше трех лет или если желание развестись не взаимно. Церковь не дает согласия на такие разводы.
Каноны Православной церкви предусматривают не так уж и много оснований для расторжения брака. Это прелюбодеяние, по привычной ныне терминологии — измена одного из супругов, заключение в тюрьму, душевная болезнь (сумасшествие) или физическая невозможность зачать или родить ребенка. В последнем случае обязательно медицинское подтверждение болезни, а также продолжительность совместной жизни более пяти лет.
Если прошение о расторжении брака подает бесплодный супруг, то ему обычно отказывают, благородный уход в сторону, чтобы не мешаться, церковь не поддержит. Но если развод считает выходом противоположная «половина», к ее мнению, скорее всего, прислушаются. Все-таки, цель брака — именно дети.
Хотя повторные браки и не одобряются, церковь допускает венчание до трех раз. Венчание не в первый раз называют обрядом второбрачия. При исполнении обряда читают искупительную молитву, и жениха с невестой не спрашивают, хотят ли они вступить в брак.
Исключение допускается, если один из супругов женится или выходит замуж впервые. В этом случае, по просьбе молодых, священник может провести обряд венчания полностью.
Как видим, позиция Православной церкви в вопросах ответственности перед супругом и обществом сурова, но вполне конструктивна. В заключение могу пожелать только одно — будьте счастливы.