Соцсети, лайки, постинг и шеринг, любые фильмы и любая музыка, постоянная личная переписка и доступность любых знаний по нескольким кликам — все это обрушивается на нас, как лавина, и практически полностью подавляет нашу волю своим кажущимся разнообразием.
Но если взрослый человек в идеале в состоянии хоть как-то контролировать свое поглощение всей этой информации и хоть как-то умеет ориентироваться в ней, то ребенку это сделать гораздо сложнее. В каком-то смысле Интернет можно сравнить с улицей: мы можем встретить там все что угодно. И точно так же, как и в случае с улицей, перед родителями стоит необходимость принять решение о том, пускать ли ребенка в Интернет, и если да, то насколько долго и насколько самостоятельно. Этот вопрос серьезно встает перед родителями ребенка уже с его 4−5-летнего возраста, но порой приходится задумываться об этом и гораздо раньше.
В чем же действительно состоит проблема в нашем взаимодействии со Всемирной сетью? Почему вообще нам нужно думать о том, сколько времени можно там проводить, и должны ли существовать какие-то ограничения для всех людей, и особенно для детей и подростков, относительно посещаемых ими сайтов и их контента?
Все те проблемы, которые возникают при долгом или, тем более, неограниченном и бесконтрольном пользовании Интернетом, можно выделить отдельным списком, и мы обязательно сделаем это ниже. Но одна из основных (пусть и незаметных на первый взгляд) проблем заключается в том, что при работе за компьютером ни ребенок, ни вообще любой человек практически не делают усилий для того, чтобы переварить и обработать информацию. И соответственно, при этом не происходит развития когнитивных способностей (мышления)… И для молодого формирующегося организма это влияние нередко становится просто пагубным.
Мы видим, что количество времени, которое ребенок проводит в бездумном сидении перед экраном монитора, нужно ограничивать. В противном случае мы рискуем получить
Кроме того, одной из серьезных проблем, с которыми сталкиваются подростки, являются компьютерные игры. Эта ситуация сейчас в разной степени характерна для многих стран, но особенно ярко она проявилась в Японии. Полное погружение геймера в яркий и красочный трехмерный мир на самом деле вызывает тяжелую зависимость от компьютерных игр и провоцирует собой не только замкнутость и отстранение детей от родителей и вообще исключение из реальной жизни, но и приводит к риску суицида.
Но даже у здорового человека долгое сидение за компьютером может вызвать проблемы не только с физическим здоровьем, но и с психикой.
Основные проблемы, которые являются результатом компьютерной зависимости, приведены ниже:
- Офтальмологические проблемы (проблемы со зрением — близорукость, миопия).
- Психологические проблемы (снижение внимания, появление страхов, склонность к депрессиям, агрессия или инфантилизм, мнительность, неспособность принимать решения, апатия, незаинтересованность, излишняя раздражительность, невротизация в целом).
- Неправильная осанка (сколиоз).
- Долгое сидение за компьютером вызывает незаметное для человека переутомление.
- Нельзя сбрасывать с весов и вред от электромагнитного излучения.Реклама
- Отсутствие физических нагрузок неблагоприятно сказывается на состоянии иммунитета и может вызвать еще многие болезни…
Какие же меры защиты могут быть применены против всех этих вполне реальных угроз? Что в данной ситуации могут сделать родители?
- Крайние меры в такой ситуации существуют — это различные программы родительского контроля, защитные приложения, блокировка вредоносных сайтов.
- Также, чтобы оградить своего ребенка от вреда бесконтрольного пользования Интернетом, когда вас нету дома, вы можете элементарно установить пароль хотя бы на своем компьютере.
Но прежде всего в семье должна существовать атмосфера мягкого, но в то же время строгого и уверенного убеждения. Вы должны спокойно, но веско донести до ребенка понимание, что компьютер — это область исключительно работы и учебы, а не игры и любых других пустых и бессмысленных занятий, и время пользования им строго расписано и ограничено.
Но, разумеется, есть серьезная опасность, что если вы запретите ребенку сидеть в Интернете дома, то он потом «оторвется» на своем собственном телефоне в школе. Выход из этого один — покупать ребенку для повседневного пользования не продвинутый смартфон последней модели со всеми установленными на нем программами, а телефон попроще — без Интернета.
Вот как пишет об этом известный психолог Михаил Лабковский:
Мое мнение по поводу гаджетов: не покупайте детям смартфоны — покупайте телефоны в пределах трех тысяч рублей, которые позволяют писать сообщения и делать звонки, ограничивайте время, проводимое ребенком «в планшете» и за компьютером: полтора часа в будни и четыре — в выходные. Если лимит превышен, вырубайте домашний роутер.
Вопрос уже не в соцсетях, а в зависимости. Любая зависимость, склонность впадать в зависимость — это серьезная психическая проблема, которая сказывается на многом в жизни. Поэтому не бойтесь быть «плохими», и, если ребенок сам не контролирует время, проводимое в соцсетях, придется это делать вам. Причем твердо, без сомнений и жалости.
Реклама
Но надо сказать, что в наше время далеко не все так категоричны в том, что касается использования компьютера и остальных гаджетов. Есть и другая, почти альтернативная, точка зрения по этому вопросу.
Многие родители понимают, что Интернет и все новые способы связи и передачи информации будут окружать нас всегда, и они не только никуда не денутся, но их количество будет лишь увеличиваться. И поэтому, несмотря на массово обсуждаемую у нас проблему клиповости мышления, многозадачность (в том числе и в использовании гаджетов) будет одним из главных условий работы для большинства людей нового поколения. Многие сейчас уже признают, что это поколение сильно изменилось по сравнению с людьми, рожденными в 80-е и даже в 90-е…
На самом деле современные дети уже сильно обгоняют нас в своем понимании компьютера, и вполне возможно, нам в каком-то смысле стоит допустить, что их быстрота и привязанность к этому девайсу на самом деле не так уж и плоха.
Основное и единственное, что нужно привить им с самых молодых лет — это понимание того, что компьютер и Интернет — это всего лишь инструменты, и они должны служить нам и максимально помогать в познании этого мира. И для этого, несомненно, нужно стараться использовать все их возможности по максимуму. Но самое главное — для того, чтобы они это действительно поняли, нужно показать не только «как», но и «зачем», нужно пробудить в ребенке здоровый интерес к познанию этого мира и всех возможностей, которые в связи с этим предоставляет компьютер.
Нужно также указать на все те существующие опасности, которые таит в себе Интернет, объяснить, что такое кибербуллинг, травля, незаконное выуживание информации из людей, объяснить, каких людей и каких сообщений следует опасаться. И именно это, а не агрессивное лишение свободы без объяснения причин должно быть поставлено во главу угла и должно стать краеугольным камнем в воспитании детей в современном мире.