Каким бывает голод? Информационным!

Реклама

Современный человек каждый день пропускает сквозь себя море информации. Восприятие таковой — привычный процесс. Ежедневно окружающий мир с завидной периодичностью и методичностью бомбардирует нас потоками информации разного рода. Порой даже не осознавая этого, многие из нас включают в комнате или на кухне телевизор или радиоприемник «просто так», чтоб что-то «говорило».

«Транспортная психология»

Посмотрите на людей в общественном транспорте, особенно в электричках, автобусах дальнего сообщения или в метро! Ездить с «бананами в ушах», в первую очередь для молодежи, уже в порядке вещей.

Да! Именно метро — один из самых ярких примеров. Меломаны — слушают музыку, любители чтения — уткнулись в покетбуки (электронные книги то бишь), заядлые геймеры давят кнопки на игровых консолях, трудоголики не выпускают из рук планшеты… Знакомая картина?

И чего здесь только не увидишь: от Noname Mp3-player до последних iPod-ов у меломанов; от минималистичных PocketBook 611 Basic до Amazon Kindle DX в руках у книголюбов… А самые изобретательные с нетбуков и даже с ноутбуков умудряются музыку слушать.

Реклама

Как всегда. Одному достаточно простых компактных и недорогих устройств, без наворотов, лишних приблуд и примочек, как первая из упомянутых читалок. Другой готов последнюю рубаху отдать, только бы приобрести девайс покруче, и неважно, какой процент его функционала будет использоваться! Воистину, «страна чудес и дураков»!

Но не будем отклоняться от темы. Когда поток столь привычной для нас информации прерывается, возникает информационный голод. Человек не может просто так сидеть или стоять! Особенно, если до работы добираться более получаса. А листать виртуальные страницы покетбука, слушать музыку, тискать смартфон (если транспорт позволяет) — благое дело!

Так и проявляется информационный голод. И не особо нужна нам полученная таким образом информация. В данном случае суть и заключается в самом процессе.

Реклама

Немного про информационный голод

Понятие это существует на стыке психологии и социологии, хоть и используется довольно часто, но в основном как синоним психологического понятия «сенсорная депривация». (Сенсорная депривация — изоляция органов чувств, информационный голод, недостаточность общения. Продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, обусловленное условиями быта или создаваемое в экспериментальных целях.)

Хочу сразу уточнить, что это понятие несет в себе смысл куда более широкий, чем именно информационный голод. В быту всегда достаточно звуков и иных раздражителей. Тот голод, о котором говорим мы — есть нехватка информации здесь и сейчас, потребность в ее получении.

Реклама

При этом, сенсорную депривацию и информационный голод, как один из видов ее проявления, упоминают во многих трудах, посвященных одиночеству. (Одиночество — совокупность эмоций, которые возникают в ответ на дефицит (количественный и качественный) социальных контактов; болезненное, острое переживание, которое выражает определенную форму самосознания и свидетельствует про нарушение системы отношений и связей личности с внешним миром.)

В итоге: пример метро — частный случай. Вокруг много людей, но каждый сам по себе. В это среде нет общения, кроме минимально необходимого. А значит нет и циркуляции информации.

Чтение, прослушивание музыки и другие занятия — это способ «замкнуться на себе», подчеркнуть обособленность и, одновременно, компенсировать нехватку информации, которую не дает совокупность таких же закрытых людей.

Реклама

Мобильные гаджеты, цифры и информационный голод

Откопал недавно в Сети любопытную публикацию — «Основные итоги мониторинга пользовательской базы мобильных устройств и гаджетов в московском метро». По приведенным цифрам, с плеерами ходит подавляющее большинство. Целых 62 процента! На следующей позиции любители почитать — 32,4 процента пассажиров ходят с покетбуками.

Хмм… Несколько лет назад читалки имели единицы. Эти девайсы становятся все более «социальными» — и доступными, и популярными. Немного отстают в рейтинге владельцы смартфонов: они есть у 32 процентов. (Да, сумма процентов больше ста. Это потому, что один человек может постоянно носить больше одного из упомянутых устройств.)

Реклама

И если уж читать, то лучше не рекламу, а хорошую книгу с новенького простенького покетбука 611 в базовой комплектации (из современных читалок только такие и можно читать в метро — и девайс надежный, и цена невысока). Или с другого покетбука — популярность этих девайсов, а значит спрос и предложение, растут-то с каждым днем. Только не забывайте, что чтение в таких условиях как-никак вредно.

А теперь — несколько гиперболизированный пример. Что же будет с современным молодым человеком, если отнять у него компьютер с Интернетом, все книги и телевизор? Он на стенку лезть будет со скуки!

А вам знакомо чувство информационного голода?

Реклама