Перейти к предыдущей части статьи
Да и маститый поэт Андрей Вознесенский не случайно расхваливал именно «Деревню» в своей аннотации к первой пластинке группы АКВАРИУМ:
«Ах, эта постпинкфлойдовская деревня, тонко оркестрованная кваканьем лягушек, ночными вздохами и потусторонней скрипкой Куссуля, где протяжные северные российские распевы переплетаются с кельтскими, это отнюдь не полуграмотная „дура-деревня“ стиля „а-ля русс“, а новая загадка, в которой есть судьба, свобода, душа и свой язык — о чем ты, вечно вечная и новая природа?».
Реклама
Тут надо сказать, что в позднем СССР деревенская тема стала неким социальным заказом и была весьма востребована в кино, литературе и эстраде. Дело в том, что сельское население закономерно перетекало в города, и многие опасались, что неповторимый мир деревни вскоре уйдёт в прошлое… На ум тотчас приходит умильная до тошнотворности песня
Сам себя считаю городским теперь я,
Здесь моя работа, здесь мои друзья,
Но все так же ночью снится мне деревня,
Отпустить меня не хочет родина моя…
«Ну, так езжай обратно!» — так и хотелось мне выкрикнуть «страдающему» певцу. Данную тенденцию пытались навязать и песне «Деревня», на что Борис Гребенщиков парировал:
«В „Деревне“ нет мотива возвращения. Для меня эта песня — приключение, песня-открытие. Я „приезжаю“, а не „возвращаюсь“ в деревню».
Деревня у БГ — это некое особое место, где можно в полной мере ощутить магию природы. Отсюда и упоминание народных языческих обрядов.
…Я брошу в огонь душистый чабрец.
Дым поднимается вверх, и значит, я прав.Реклама
Я отыщу корень дягиля — сделай меня веселей;
Ветви березы, прочь, демоны, прочь…
Как объяснял критик Илья Смирнов, «корень дягиля пили от нервного истощения, чабрец бросали, чтобы выяснить волю богов — если дым поднимается вверх — значит всё в порядке; берёза — одновременно и баня, и средство от злых духов…».
Недаром БГ вспоминал, что сочинил песню, когда гостил летом в карельском посёлке и наблюдал вокруг «совершенно толкиеновские пейзажи».
Лично мне «Деревня» всегда казалась скучноватой, хотя я очень любил очаровательный фрагмент с последующим звуком падающих капель:
Я открываю дверь, и там стоит ночь.
Кто говорит со мной;
Кто говорит со мной здесь?
Ну, а слова финального куплета
Были на альбоме «Дети Декабря» и более энергичные песни: романтические «Танцы на гране весны», рок-н-ролл «Она может двигать», ритм-энд-бдюз «Я — змея» и, наконец, весёлая «2−12−85−06». Последняя стала своеобразным хитом альбома (по-моему, я даже слышал, как в каком-то перестроечном фильме она играла на… дискотеке).
А началось всё с незатейливого куплета, который БГ сочинил как некий речитатив, когда бродил туда-сюда по Невскому проспекту.
Если бы я знал, что такое электричество,
Я сделал бы шаг, я вышел на улицу,
Зашел бы в телефон, набрал бы твой номер
И услышал бы твой голос, голос, голос…
Юный коллега БГ — Алексей Вишня — даже утверждал, что лидер АКВАРИУМА предлагал ему написать на этот набросок свою песню и горько сожалел, что этого не сделал.
Попав в студию Андрея Тропилло, простенькая речёвка превратилась в песню-карнавал, под завязку набитую звуковыми эффектами, импровизациями, абсурдом, цитатами и шутками.
В мире есть семь, и в мире есть три,
Есть люди, у которых капитан внутри,Реклама
Есть люди, у которых хризолитовые ноги,
Есть люди, у которых между ног Брюс Ли…
Чего туда только не попало — и строчка из «Дхаммапады» («Недолго это тело будет жить на земле…»), и загадочные «Ерхо и Лабадай» (переиначенные фамилии авторов учебника латинского языка Ярхо и Лободы), и название композиции Сергея Курёхина «Дварцы Кур Мяф», и прочитанная Тропилло частушка «Меня били-колотили…», и цитаты из советских фильмов «Собака Баскервилей» («Что это, Бэримор?») и «Адъютант его превосходительства» («Это ты, Мирон, Павла убил?», «Фитилек-то притуши, коптит!»).
Кстати, доскональное знание диалогов из «Адьютанта» было фишкой художественного объединения «Митьки». БГ тогда как раз крепко сдружился с «митьками» и заодно активно заимствовал их сленг вроде «Дык, ёлы-палы!».
Что касается словечка «даб» («- Это даб, сэр!»), то Илья Смирнов в своей рецензии для журнала «Рокси» написал, что оно переводится как «скороговорка». Ну, а мне кажется, что в данном случае подразумевался dub — как определённая разновидность стиля регги, в котором песня и была сыграна.
Кстати, о регги… Не секрет, что БГ написал за свою жизнь такое количество песен, что среди них нередко попадаются музыкальные «близнецы». Человек, начавший играть «2−12−85−06» может, не меняя аккордов, перейти к исполнению другой песни — «Вавилон», а закончить «Иваном и Данилой».
Кому точно было не до смеха, так это обладателям того самого телефонного номера, заявленного в названии песни. Желающих узнать, кому же звонил её герой, оказалось так много, что БГ пришлось извиняться.
БГ:
«…номер „2−12−85−06“ из одноименной песни придуман случайно. Не слушайте тех, кто утверждает обратное. Эти люди сами не знают, о чем пишут. Честно говоря, я совсем не предполагал, что песню „2−12−85−06“ будет слушать так много людей, и она станет известной. Содержание текста — всего лишь шутка. Но, к сожалению, для людей, у которых был такой номер телефона, это оказалось не шуткой, а настоящей катастрофой. Если из-за моей шалости я усложнил кому-то жизнь, это очень плохо».Реклама
В клипе группы АЛИСА «Трасса Е-95» можно увидеть, как Кинчев звонит по номеру «2128506» и слышит в трубке голос: «Ожидайте ответа…». Однако говорят, что, набрав эти цифры сегодня, вы, скорее всего, услышите, что такого номера не существует…
На этом пока всё. В следующей статье, если следовать хронологии, я бы должен был рассказать о самой известной песне АКВАРИУМА «Город золотой». Но так как такая статья уже давно мною написана, то сразу перейду к альбому «Равноденствие».