Хотя многие его картины постоянно экспонируются в Русском музее, объем данной выставки картин впечатляет: здесь представлено более 250 живописных и графических работ, в том числе 75 — из Третьяковской галереи. Конечно, это далеко не полная коллекция, ведь по подсчетам сотрудников музея «Пенаты» за свою жизнь Репиным написано более 500 картин и около 2000 портретов!
Выставка занимает весь первый этаж корпуса Бенуа и будет работать до
По картинам Репина можно изучать отечественную историю, он знакомит нас с образами Ивана Грозного, Царицы Софьи, запорожцев, народовольцев и крестьян, чиновников и промышленников, писателей и композиторов.
Для меня Илья Ефимович Репин — звезда первой величины среди русских художников, и посему в один из дней октября я поехала на выставку. Мне повезло, стояла в очереди всего около часа, ранним утром народу было немного. А когда вышла из музея, очередь тянулась вдоль канала Грибоедова почти до Невского проспекта.
Что больше всего мне понравилось на выставке? Это грамотное размещение картин, по периодам жизни и творчества художника, дополненное пояснительными текстами и цитатами как из писем самого Репина, так и других известных людей того времени. Рядом со всеми большими картинами размещены эскизы. Илья Ефимович готовился к написанию полотен очень тщательно, выезжал в те места, которые собирался изобразить, с натуры писал много эскизов и зарисовок людей.
Во всех залах многолюдно, но больше всего около больших картин, например, около «Запорожцев», как для краткости называют теперь это легендарное полотно. Над ним Репин работал дольше всего, более 10 лет, вносил разные изменения в композицию и уточнял исторические детали. Дважды, в 1880 и в 1888 годах, он ездил в Украину для сбора материала. Рядом с картиной в зале есть портрет генерала Михаила Драгомирова, героя русско-турецкой войны и позднее киевского генерал-губернатора, послужившего прототипом кошевого атамана Ивана Серко.
Фактически Репин одновременно писал два варианта этой картины. Первый занимает почетное место в Русском музее Санкт-Петербурга
, а второй хранится в Харьковском художественном музее изобразительных искусств.Мне в творчестве Репина больше всего нравятся его портреты, он гениальный портретист! В его работах отразилась целая эпоха второй половины ХIХ века. У него был зоркий глаз и твердая рука, рисовал он быстро (мог за два дня выполнить портрет), хорошо отражая главные черты характера своих героев. Восхищают великолепные портреты его первой жены Веры, его дочерей разного возраста, автопортрет со второй женой Наталией Нордман.
Репин дружил с великим писателем
«…был Репин, написал хороший портрет. Я его еще больше полюбил. Живой, растущий человек».
Кисти Репина принадлежат портреты всех гениальных русских композиторов того времени: Александра Бородина, Александра Глазунова, Цезаря Кюи, Николая Римского-Корсакова, Михаила Глинки, Антона Рубинштейна. Пожалуй, самый потрясающий портрет — композитора
Художественный критик, литератор Владимир Васильевич Стасов (на выставке есть и его портрет) написал:
«Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался в восторге от этого портрета — так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик…»
А как великолепны портреты
В левом крыле корпуса Бенуа в отдельном зале представлена большая картина «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца», которую я прежде не видала, она хранится в Третьяковской галерее. Она, конечно, меньше, чем «Заседание Государственного совета» в отдельном зале Русского музея, но очень впечатляет обилием тщательно прописанных фигур.
Репин на эту картину получил заказ от министерства императорского двора летом 1884 года. Картина посвящена коронации императора Александра III и встрече его во дворе Петровского дворца с волостными старшинами, представлявшими все губернии России.
Для подготовки к написанию художник ездил в Москву, сделал эскизы двора, окрестностей, самого дворца. Потом поехал в Петергоф — срисовывать царские костюмы и делать этюды на воздухе. Писал своему другу Третьякову:
«Вы желаете знать, что я делаю? Эта новая тема довольно богата, и мне она нравится, особенно с пластической стороны. Сколько разнообразия типов, выражений, лиц, контрастов, самых неожиданных, художественных!»
Великий художник блестяще справился с колоссальной задачей, менее чем за три года написав эту объёмную картину.
В одной статье невозможно сделать подробный обзор всего, что представлено на выставке. Илья Ефимович Репин писал картины и на религиозные темы, и на крестьянские, и на политические. Потому в завершение хочу сказать: у кого есть возможность — идите и смотрите, получите удовольствие для души!