Четыре царя и святой
Конные памятники в столице Российской империи воздвигались с XVIII по XXI века. Самый современный памятник полководцу и святому Александру Невскому был установлен в 2002 году
В XVIII веке, еще при жизни Петра I, возникает идея соорудить памятник великому императору. Он завершен был, правда, уже после смерти царя, в 1747 году, а открыт в 1800-м. О нем речь пойдет немного позже.
Также в XVIII веке воздвигается известнейший и непревзойденный по величию и гениальному исполнению скульптора Э.-М. Фальконе «Медный всадник», ставший символом города, лучшим монументальным портретом Петра Великого и воплощением идеи государственности.
Во второй половине XIX века на Исаакиевской площади устанавливают памятник государю Николаю I. В советское время к царю приклеился ярлык «душителя свобод», памятник чудом избежал сноса, возможно, в этом помогла гениальность инженерного расчета — фигура на вздыбленном коне держится только на двух точках опоры. Скульпторами этого проекта были гениальные П. Клодт и О.-Р. Монферран.
Начало XX века, породившего столько исторических катаклизмов, трагически повлиявших на историю России, подарило «Северной Пальмире» монумент-карикатуру, памятник императору Александру III. «Обормот на бегемоте», — язвили зубоскалы. Проект скульптора П. Трубецкого был возведен на Знаменской площади, теперь — площадь Восстания.
Памятник простоял там до 1937 года, после чего его скрыли на внутреннем дворе Русского музея, куда не было доступа посетителям и памятник можно было лишь случайно заметить из окна. И только в 90-е годы прошлого века особенная статуя Александра III появилась у входа в Мраморный дворец.
9 мая 2002 года конный монумент небесному покровителю города на Неве, Святому Благоверному князю Александру Невскому, украсил собою площадь перед Александро-Невской Лаврой. Памятник выполнен по проекту скульптора В. Козенюка. Облик скульптуры отсылает нас к православной иконе.
Первый конный памятник в России
Перед фасадом Михайловского замка в Санкт-Петербурге стоит конный памятник, он изображает царя Петра I. Если судить по одежде, то не сразу догадаешься, кто всадник — римский император или русский царь. Но если подойти поближе, то, даже не прочитав надписи на постаменте, а только глядя на лицо статуи, узнаешь в нем императора Петра I.
Величава, спокойна и торжественна поза всадника. Образ царя-плотника — стремительного, неистового, решительного и страшного в гневе — не вяжется с обликом, представленным скульптором. Но таковы были требования и вкусы XVIII века.
История памятника и «игры престолов»
Идея поставить памятник, знаменующий победу русских войск над шведами, принадлежала самому Петру I. Но долгое время не находилось мастера, способного воплотить замысел царя.
В 1716 году по заключенному контракту из Парижа в Санкт-Петербург приезжает итальянский скульптор Бартоломео-Карло Растрелли. Скульптор знал о развивающемся строительстве новой столицы, его манили перспективы широкой деятельности. Надежды его вскоре оправдываются, к концу года он получает заказ от царя на создание конной статуи.
Быстро пошла работа. Готов эскиз на бумаге, а затем и свинцовая модель. Стремясь точнее передать портретное сходство, Растрелли снимает с лица Петра I гипсовую маску и пользуется ею в процессе работы.
Однако энтузиазм архитектора не всегда способствовал быстрому воплощению замысла. На то были свои причины. Так от царя Растрелли получает указание изменить проект памятника, успехи в Северной войне требовали, по мнению Петра, более грандиозного воплощения.
В январе 1725 г. Петра I не стало, и в условиях дворцовых интриг и острой борьбы за власть о монументе просто забыли. И только взошедшая на трон Елизавета, любимая дочь Петра, желая показать себя любящей дочерью, достойной славных дел отца, снова обращается к идее памятника Петру Великому.
Вот тогда из амбара извлекают забытую модель Растрелли, утвержденную самим Петром I. К сожалению, художнику не довелось увидеть воплощения в металле своего творения. В 1744 году Бартоломео-Карло Растрелли умер.
Сын скульптора, Бартоломео-Франческо Растрелли, взялся продолжить и завершить дело отца. Растрелли-сын подобрал нужных мастеров-литейщиков, которые работали еще с его отцом, получил одобрение царицы, и его стараниями статуя в бронзе была, наконец, отлита.
Заветным желанием Растрелли-младшего была установка памятника на специально спроектированной площади перед Зимним Дворцом, над проектом которого в то время трудился архитектор. Но отлитому памятнику пришлось еще долго простоять в амбаре Литейного двора.
При Екатерине II Растрелли был отстранен от должности придворного архитектора, получил отставку и покинул Санкт-Петербург в 1764 г. Новая царица также мнила себя продолжательницей дел Петра I и также хотела украсить столицу памятником в его честь. А заодно и прославить свое имя.
Царица отклоняет предложение использовать готовый растреллиевский памятник, одобренный Елизаветой, и приказывает создать новый монумент «с пьедесталом и со всеми принадлежностями», который во всем блеске воплощал бы величие императора. Таким памятником стал Медный всадник.
Монумент Растрелли, отвергнутый Екатериной II, установлен в 1800 году перед Михайловским замком по велению Павла I, который с детства не любил свою мать и поступал наперекор ее желаниям и делам. Павел приказал поставить памятник с надписью: «Прадеду правнук 1800», — разместив его перед своей новой резиденцией, в которой он вскоре был убит.
Город на Неве украшает множество скульптур и памятников с анималистическими элементами — конные статуи, скульптуры на триумфальных воротах. А еще — молчаливые львы, замершие над каменными шарами. И каждый памятник помнит не только об истории города, но хранит и свою непростую историю.