Как редкая птица долетела до середины Днепра?

Реклама
Грандмастер

«Чуден Днепр при тихой погоде!» Знаем, знаем, в школе учили! А еще учили, что «редкая птица долетит до середины Днепра». Так вот, одна все же долетела. И уселась там отдохнуть на случайно попавшемся камне.

Насест оказался комфортным. Поэтому эта птица решила дальше не лететь. Так и сидит на середине Днепра.

Хотя, как говорится, кто ж ее посадит? Она же памятник. Памятник редкой птице. Необычный памятник.

Вообще такие памятники — феномен постсоветской культуры. В ту пору, когда разнообразные Ильичи, указывающие путь в светлое будущее, изрядно наскучили, а кое-где вообще были снесены, появились иные монументы.

Вошло в моду в разных городах ставить памятники удивительным растениям, таким как огурец-кормилец в подмосковных Луховицах, или же удивительным животным: семейству мамонтов в приполярном Ханты-Мансийске или колорадскому жуку в приазовском городе Бердянске. А то случалось, что памятника удостаивались совсем легендарные создания: чижик-пыжик в Питере, Ёшкин кот в Йошкар-Оле или же пермяк-соленые уши, само собой разумеется, что в Перми.

Реклама

Получалось весьма оригинально. Более того, подобные статуи становились местными достопримечательностями и прославлению города служили не хуже, чем Колизей прославлению Рима. Причем за гораздо более демократическую цену.

Впрочем, нужны ли столице Украины подобные скромные цацки, если есть в Киеве Днепр — главное украшение города? А для туристов могучая река — еще одна улица, прокатившись по которой на катере или теплоходе, можно увидеть древний город с совсем необычного ракурса. И, вероятно, с самого правильного ракурса. Бывшее торжище на Подоле, зеленые холмы, золоченые купола церквей и монастырей, арки мостов…

Вот широко шагает с правого берега Днепра на левый мост имени

Реклама
Евгения Оскаровича Патóна (1870 — 1953), который чаще называют просто мостом Патона. Это — первый в мире цельносварной мост. Его длина более 1.5 километров. Построен он после Второй мировой войны на месте неслучайном. До него здесь была лодочная переправа, а потом друг за другом наводились мосты разной величины и величия.

Особенно примечательными были два последних. В 1853—1920 годах берега Днепра соединял цепной Николаевский мост. Спроектировал мост ирландский инженер Чарльз Виньоль (Charles Blacker Vignoles; 1793 — 1875). Стальные детали моста были доставлены из Великобритании. После сооружения мост стал самым большим на то время цепным мостом в Европе.

Но оказалось, что разрушить цепной мост совсем не трудно. В июне 1920 года польские войска, отступая из Киева, взорвали первую опору моста у правого, городского, берега. Цепи, державшие тяжелые пролеты моста, разорвавшись в этом месте, перестали держать и другие пролеты. Рухнул весь мост. Остались только каменные опоры.

Реклама

На этих опорах в 1925 году построили другой мост. Уже не цепной, а балочный. Судоходный пролет, под которым должны были проходить корабли, сделали на четыре метра выше. Проектировщиком нового моста был Е. О. Патон, но мост назвали именем революционерки Евгении Богдановны Бош (1879—1925). Взорвали его в 1941 году советские войска, отступая из Киева.

После войны мост не восстанавливали. Уцелевшие опоры около 15 лет держали электрический кабель. В 1953 году рядом построили мост Патона, а опоры старого моста взорвали. Но не до конца. Остатки опор иногда появляются на поверхности реки в июле, когда уровень Днепра достигает минимума. А один камень торчит посередине Днепра в любую погоду. Будто бы метит место, куда еще долетит та самая гоголевская редкая птица.

Реклама

В конце мая 2013 года она, наконец, долетела. Скульптор Алексей Владимиров — совсем не абстракционист, но редкую птицу он изобразил весьма абстрактно. Так что ее принадлежность к какому-то реально существующему птичьему виду не просматривается. Более того, в ходе работы над скульптурой А. Владимиров вполне конкретный материал, бронзу, заменил на стальные прутья.

Птицу из стали «ваяли» в одном из цехов Опытного завода сварочного оборудования, находящегося на территории Института электросварки имени того же знаменитого Е. О. Патона. Конструкция получилась изрядных размеров: высота — 3.5 метров, размах крыльев — 5 метров. При меньших габаритах чудесную птицу было бы не разглядеть не то что с берега, но и с ближайшего моста.

Реклама

Благодаря отказу от монолитной бронзы вес памятника оказался вполне подъемным для плавучего крана — всего полтонны. К тому же «прозрачная» для ветров птичка лучше должна противостоять капризам киевской погоды, когда «реве та стогне Днiпр широкий».

Редкую птицу установили на уцелевшей опоре старого моста. Это — крайняя точка маршрутов туристских теплоходов, здесь они разворачиваются, чтобы возвратиться на пристань. Таким образом, пассажиры легко смогут обозреть эту необычную скульптуру. Кстати, первую в Киеве скульптуру, установленную на водном просторе.

Надо сказать, что выбор материала для необычной этой скульптуры оказался правильным. Редкая птица выглядит птицей, но только вид ее меняется в зависимости от точки обзора. То сварная конструкция напоминает чайку, то орла, то даже журавля. Воистину, редкая птица и очень необычный памятник.

Реклама