Как в СССР появились субботники?

Реклама
Грандмастер

Субботники, которые часто проводятся и в наши дни, у многих людей ассоциируются с Советским Союзом. Всё верно — первые субботники действительно прошли в начале советской поры, но даже не в СССР, а в РСФСР. И именовался долгое время тот душевно-трудовой порыв людей «Великим Почином».

Звучит, конечно, пафосно, но ведь нельзя умалять достоинств этого мероприятия, случившегося впервые сто лет назад…

1919 год для советской власти был крайне сложным. Со всех сторон на Москву и Петроград надвигались сторонники прежней власти, а в ряде регионов вполне по-хозяйски чувствовали себя всякие иностранные военные гости.

В этой непростой обстановке у молодой республики не было никаких других вариантов, кроме как выстоять и победить своих врагов. Но совершить это казалось крайне затруднительным по причине экономической разрухи.

Известно, что 3 апреля 1919 года Ленин выступал на чрезвычайном заседании пленума Московского Совета рабочих и красноармейских депутатов. Там он много говорил о необходимости выстоять в борьбе и исправить сложное положение на фронтах.

Реклама

Вероятно, Владимир Ильич в этот день был, что называется, в ударе. Потому что на этом заседании присутствовал Иван Ефимович Бураков, председатель большевистской ячейки железнодорожной станции Москва-Сортировочная. И вскоре после этого заседания Бураков собрал всю свою ячейку. Там собравшиеся и постановили в один из выходных дней работать бесплатно для полной победы идей революции.

Реклама
  • Дело не стали откладывать в долгий ящик, и 12 апреля 1919 года железнодорожные рабочие провели первый в истории «красный субботник».

Случилось так, что в эти дни красноармейцы двигались на фронт, для отражения наступления войск Колчака. Силы у красных вроде бы имелись, а вот с транспортом дела обстояли из рук вон плохо.

И тогда Иван Бураков собрал своих активистов и предложил им работать сверх нормы до тех пор, пока эшелоны не отправятся на фронт. На этот призыв откликнулось пятнадцать человек, из них двое являлись на тот момент беспартийными, остальные принадлежали к партии большевиков.

Энтузиасты-железнодорожники осмотрели свои «закрома» и после недолгого совещания решили восстановить три паровоза, наиболее сохранных.

Реклама

В тот день на улице, вообще-то, было достаточно прохладно, поэтому прямо в цехах развели костры для обогрева. А ещё не было нормального освещения, поэтому пришлось к одной-единственной керосиновой лампе добавить коптящие факелы, установленные в наиболее пригодных местах.

Рабочие организовали две бригады для ремонта и старались помогать друг другу, если возникали какие-либо проблемы. Когда первый паровоз был отремонтирован и проверен, железнодорожники позволили себе отдохнуть и перекусить. После этого работы были продолжены.

Реклама

В сохранившемся протоколе об этом мероприятии сказано, что

«…работы были начаты в 8 часов вечера и закончены в 6 часов утра, после чего случилось небольшое собрание с обсуждением текущего момента…».

Весть о новом трудовом почине довольно быстро разнеслась по трудовым коллективам республики.

Известно, что Иван Бураков менее чем через месяц (7 мая 1919 года) выступал на большом собрании коммунистов Московско-Казанской железной дороги, где делился впечатлениями о первом в стране субботнике.

  • А спустя год, 1 мая 1920 года, состоялся первый Всероссийский субботник, на который вышли тысячи людей по всей стране.

И вряд ли они сделали это из-под палки…

Реклама