Звучит, конечно, пафосно, но ведь нельзя умалять достоинств этого мероприятия, случившегося впервые сто лет назад…
1919 год для советской власти был крайне сложным. Со всех сторон на Москву и Петроград надвигались сторонники прежней власти, а в ряде регионов вполне по-хозяйски чувствовали себя всякие иностранные военные гости.
В этой непростой обстановке у молодой республики не было никаких других вариантов, кроме как выстоять и победить своих врагов. Но совершить это казалось крайне затруднительным по причине экономической разрухи.
Известно, что 3 апреля 1919 года Ленин выступал на чрезвычайном заседании пленума Московского Совета рабочих и красноармейских депутатов. Там он много говорил о необходимости выстоять в борьбе и исправить сложное положение на фронтах.
Вероятно, Владимир Ильич в этот день был, что называется, в ударе. Потому что на этом заседании присутствовал Иван Ефимович Бураков, председатель большевистской ячейки железнодорожной станции Москва-Сортировочная. И вскоре после этого заседания Бураков собрал всю свою ячейку. Там собравшиеся и постановили в один из выходных дней работать бесплатно для полной победы идей революции.
- Дело не стали откладывать в долгий ящик, и 12 апреля 1919 года железнодорожные рабочие провели первый в истории «красный субботник».
Случилось так, что в эти дни красноармейцы двигались на фронт, для отражения наступления войск Колчака. Силы у красных вроде бы имелись, а вот с транспортом дела обстояли из рук вон плохо.
И тогда Иван Бураков собрал своих активистов и предложил им работать сверх нормы до тех пор, пока эшелоны не отправятся на фронт. На этот призыв откликнулось пятнадцать человек, из них двое являлись на тот момент беспартийными, остальные принадлежали к партии большевиков.
Энтузиасты-железнодорожники осмотрели свои «закрома» и после недолгого совещания решили восстановить три паровоза, наиболее сохранных.
В тот день на улице, вообще-то, было достаточно прохладно, поэтому прямо в цехах развели костры для обогрева. А ещё не было нормального освещения, поэтому пришлось к одной-единственной керосиновой лампе добавить коптящие факелы, установленные в наиболее пригодных местах.
Рабочие организовали две бригады для ремонта и старались помогать друг другу, если возникали какие-либо проблемы. Когда первый паровоз был отремонтирован и проверен, железнодорожники позволили себе отдохнуть и перекусить. После этого работы были продолжены.
В сохранившемся протоколе об этом мероприятии сказано, что
«…работы были начаты в 8 часов вечера и закончены в 6 часов утра, после чего случилось небольшое собрание с обсуждением текущего момента…».
Весть о новом трудовом почине довольно быстро разнеслась по трудовым коллективам республики.
Известно, что Иван Бураков менее чем через месяц (7 мая 1919 года) выступал на большом собрании коммунистов Московско-Казанской железной дороги, где делился впечатлениями о первом в стране субботнике.
- А спустя год, 1 мая 1920 года, состоялся первый Всероссийский субботник, на который вышли тысячи людей по всей стране.
И вряд ли они сделали это из-под палки…