Каролина Розати. Первая Медора и Аспиччия – кто она?

Реклама
Грандмастер

…Она вглядывалась в морскую даль. Руки перебирали цветы, которые она заботливо поливала каждое утро. И теперь старалась собрать букет, который поведает о её любви. На лепестках сверкала роса — совсем как слёзы на её ресницах. Но покрывало скрывало лицо прекрасной Медоры.

Тогда, в середине XIX века, этот образ воплотила Каролина Розати (1826 — 1905). Она стала первой исполнительницей партии. Романтические мотивы сквозили и в других ролях итальянской балерины. Позднее она стала создательницей образа Аспиччии — принцессы-грёзы из фантастического сновидения.

Четвёртая грация

Каролина Розати (настоящая фамилия — Галлетти) родилась в Болонье. Её талан был замечен рано, и ещё в детском возрасте она предстала на сцене в образе Амура. А взрослый дебют состоялся в Венеции, в театре Ла Фениче. Успех был огромен — редкая грация и выразительная пантомима очаровали зрителей. Розати покоряла одним своим появлением.

Она не была виртуозкой, не обладала сильной техникой. По свидетельству современников, от земли почти не отрывалась. Она пленяла другим — её танец стелился, подобно причудливому узору. А коронными эпизодами были пантомимные, игровые сцены. Жесты её рисовали то ликование, то печаль, то отчаяние. Взгляд её завораживал зрителей и захватывал их внимание. Во многом дело было и в её

Реклама
харизме.

В 1847 году Розати приняла участие в легендарном па-де-катре Жюля Перро. Она исполнила вариацию, которую прежде танцевала Люсиль Гран. Выступив вместе с Марией Тальони, Карлоттой Гризи и Фанни Черрито, Розати проявила свою непохожую на них индивидуальность. Она пленяла не парящими прыжками, а мелкими, стелющимися движениями и эффектными замираниями в позах.

Реклама

Балетная актриса

В числе лучших партий Розати была Жизель. Не было воздушности, как у Люсиль Гран и Карлотты Гризи. Но Розати была непревзойдённой драматической танцовщицей и потрясала зрителей выразительной актёрской игрой, умея без слов передать все оттенки чувство и эмоций. И апофеоза достигала в сцене сумасшествия.

Ещё она выступала в пантомимном балете «Сомнамбула, или Невеста-лунатик». Пастораль о Терезе, страдавшей сомнамбулизмом, заставляла зал плакать. Девушка накануне своей свадьбы забредала во сне в комнату к приехавшему гостю, и из-за этого её заподозрили в неверности. Многообразие сцен, полных драматизма, позволило создать яркий образ героини — пылкой, но при этом наивной и скромной.

Реклама

Замечательной ролью Розати была Эсмеральда. В оправдание своего имени — Изумруд — героиня сияла посреди мира жестокости и низменных страстей. Успехом пользовалась Розати и в балете «Пахита».

Выразительность образов усиливалась благодаря интеллекту артистки. Балерина глубоко изучала историю искусства, что обогащало её роли и наполняло их возвышенным благородством. Особая интеллигентность сквозила в её исполнительской манере. Розати всегда стремилась сделать свои образы глубже.

Романтическая мистерия

В 1856 году Жозеф Мазилье поставил в Парижской Опере свой легендарный балет «Корсар». Любопытно, что в юности будущий балетмейстер мечтал о поэтической славе, однако его стихи получили холодный приём. Но тяга к поэзии нашла отражение в его деятельности хореографа. В балете «Корсар» он выступил и как автор либретто — оно было создано в сотрудничестве с Анри Сен-Жоржем.

Реклама

Сценарий пронизан романтикой, подчас мрачной, навеянной отзвуками Байрона. Эта балетная мистерия стала основой для многих постановок балета «Корсар» (в том числе абсолютно оригинальных), созданных в последующие эпохи. Музыку написал Адольф Адан — композитор-романтик, ранее прославившийся поэтичнейшей «Жизелью»

Реклама

Спектакль потряс зрителей. Их покорили и сценическое действие, и сюжет, и музыка. Звездой нового балета стала Каролина Розати — Медора. В ней — и олицетворение хрупкой, беззащитной красоты, и стойкая решимость бороться за свою любовь даже ценой жизни.

В партиях главных героев было много пантомимных эпизодов, которые составляли напряжённый фон всего действия. В первой картине Медора бросалась к Конраду, ища защиты, и он уносил её на руках с рыночной площади. С каждой сценой нарастал драматизм и углублялись образы. Конрад, не дрогнувший ни перед морским боем, ни перед грозной стихией, склонялся перед прекрасной Медоры — Розати — как перед богиней.

И трагические сцены во дворце, когда Конрада ведут на казнь. Паша Сеид в ответ на мольбы Медоры предлагает пощадить пленника, если только она согласится принадлежать паше. Но Конрад предпочитает смерть. «Тогда умрём вместе. Я не переживу тебя», — так отвечает Медора в старинном либретто.

Реклама

Таинственное сновидение

Закончила сценическую карьеру Каролина Розати в Санкт-Петербурге. Именно для неё был поставлен балет «Дочь фараона», премьера которого состоялась в 1862 году. Это был первый масштабный спектакль Мариуса Петипа. Музыку написал Цезарь Пуни. Работа была сопряжена с трудностями, не обошлось и без интриг. Но триумфальный успех искупил все неурядицы.

«Дочь фараона» укрепилась в репертуаре.

Реклама

«После Розати её танцевали многие балерины, но ни одна не могла сравниться с создательницей», — написала в своих воспоминаниях Екатерина Вазем.

Розати исполняла партию Аспиччии уже на закате карьеры. Но своим драматическим мастерством по-прежнему творила чудеса. Образ прекрасной принцессы-египтянки из ожившего сна англичанина-путешественника стал эпилогом творчества итальянской балерины.

Каролина Розати вызвала к жизни произведения, восхищающие до сих пор. Возвышенность, интеллигентность её сценического искусства остались в легендах и вдохновляли мастеров балета последующих эпох. Нити, протянутые из прошлого в будущее, позволяют сохранять и развивать романтические традиции — бриллианты подлинной красоты не могут померкнуть.

Реклама