Война закончилась… Наши деды и прадеды обменяли свои жизни на нашу мирную жизнь. Многие навеки остались на полях сражений, ещё немало жизней оборвалось в плену врага, в концлагерях. Сколько семей даже не знают, где обрели вечный покой их близкие…
Почти 75 мирных лет, прошедших со дня Великой Победы, огромное количество братских и безымянных могил, отсутствие хоть каких-либо сведений о судьбе павших фронтовиков и военнопленных — все это делает практически невозможным пусть и посмертное, но все же воссоединение семей.
«Много лет, как кончилась война,
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат…»
Андрей Дементьев
Но кто ищет, тот всегда найдет… Примеры тех, чьи поиски родных, потерянных в годы
Мой дедушка, ни разу не видевший своего отца, в свою очередь, даже не знавшего о рождении его долгожданного сына, более шести десятков лет не оставлял надежду найти хоть малейшую зацепку о судьбе человека, подарившего ему жизнь. Но она нашлась… за две с лишним тысячи километров от его родного дома, за порог которого он вышел в последний раз в далеком 1941 году.
Сложно представить, сколько сил, терпения и, возможно, удачи потребовалось, чтобы отыскать могилу простого советского солдата в маленьком французском поселении, коммуне Валлеруа (Вальруа), неподалеку от города Мец, в регионе Лотарингия.
Именно здесь, во Франции, на советском мемориальном воинском кладбище, среди 54 советских солдат, погибших во время Второй мировой войны, нашел своё последнее пристанище мой прадед.
В числе многих других военнопленных он был сослан немцами работать (и умирать) на железорудные шахты. Шахта Валлеруа ещё в начале войны была затоплена, а силовые подстанции взорваны. Нацистские оккупанты в 1941 году совместными усилиями местных рабочих и военных заключенных восстановили её работу.
Это стоило советским солдатам жизни. Условия труда для них в шахте были созданы невыносимые: самая тяжелая работа, скудная еда или вовсе отсутствие таковой. Их даже не поднимали со дна шахты, пока не будет выполнен поставленный немцами сверхчеловеческий план. Советских военнопленных нацисты попросту не считали за людей, у них здесь не было имен, лишь регистрационные номера.
«Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет…»
Анна АхматоваРеклама
Французские рабочие помогали пленным солдатам, чем могли: хоть немного, но старались облегчить их труд, приписывая больше выполненной работы, чем была сделана на самом деле, делили с ними те немногие запасы продовольствия, что были в деревне. Заставшие те времена французы рассказывали своим детям, внукам о небывалой силе духа и гордости советских солдат.
Несмотря на своё положение, они не могли попросить и куска хлеба. Если кому-то из местных втайне от немецких надзирателей удавалось передать немного еды военнопленным, те, в свою очередь, «расплачивались» поделками и куклами, что удавалось сделать из подручных материалов в считанные часы, минуты отдыха. Казалось бы, мелочь, но это, а ещё моральная поддержка друг друга, помогли советским солдатам даже в плену у врага, в нечеловеческих условиях труда и существования сохранять свою честь, достоинство и желание жить.
«Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты…»
Владимир Высоцкий
Но судьба в лице нацистских оккупантов распорядилась иначе…
В сентябре 1944 года 54 советских военных заключенных, трудившихся в шахте Валлеруа, легли в чужую французскую землю — немцы похоронили их неподалеку от поселения. И уже после победы французы снова встали на защиту — теперь уже памяти о советских солдатах.
Силами ветеранов и бойцов французского Сопротивления были не только сохранены эти 54 могилы, но и увековечена история о несломленном солдатском духе, о братстве, которое было рождено в борьбе за выживание.
Даже мемориальный памятник, установленный в некрополе Валлеруа, олицетворяет единение советских солдат в немыслимо тяжелой работе в железных рудниках и вместе с тем их непоколебимую надежду увидеть родной дом на расстоянии вытянутой руки. Скульптуру поручили сделать местному художнику, который также трудился на шахте и имел представление об условиях труда военных заключенных.
«И нам уроки мужества даны
В бессмертье тех, что стали горсткой пыли»Реклама
Александр Твардовский
Поражает то, с каким вниманием и почтением французы отнеслись к памяти о чужих, по сути, людях. Мемориальное кладбище советских солдат в Валлеруа — дань уважения французов Лотарингии в целом железным рудникам, местным шахтерам и, конечно, военнопленным, что были вынуждены ценой своей жизни добывать здесь руду для нацистских оккупантов.
В присутствии представителей власти и патриотических объединений каждый год в день Великой Победы здесь проводятся праздничные церемонии. Так простые, скромные жители французского поселения не позволяют стереть из истории и памяти людей правду о судьбе 54 простых советских солдат.
И пусть некоторые считают, что тщетно искать тех, кого уже все равно не вернуть. Но мало что может сравниться с тем непередаваемым чувством, которое испытываешь, находясь в таких местах, как некрополь Валлеруа.
Здесь каждая могила, каждое воспоминание о конкретной судьбе человека окружены неподдельным вниманием и заботой. Это одно из тех самых мест силы и единения с предками, которым мы обязаны своим существованием. Именно здесь начинаешь переосмысливать свою жизнь, осознавать её ценность, задумываясь о такой важной жизненной необходимости помнить о нашем общем прошлом и о цене мирного неба над головой.