Почему советские войска выстояли под Москвой в октябре 1941 года?

Реклама
Профессионал

В октябре 1941 года на московском направлении советское командование имело достаточное для обороны Москвы количество войск и укреплённый район. Немецкие части местами прорывали оборону, обходили наши укреплённые рубежи, засылали в тыл диверсантов, и в этом случае иногда оказывалось, что на пути прорвавших нашу оборону немецких войск какое-то время не было наших дивизий. В эти критические моменты, до подхода способных противостоять прорвавшимся немецким частям советских войск, и вынуждены были выставлять против врага любые находящиеся поблизости воинские подразделения.

Так было и с подольскими курсантами. Они задержали немцев в самый критический момент, до подхода главных сил, направленных навстречу прорвавшемуся врагу. В связи с тем, что немцы сосредотачивали в месте намечаемого прорыва нашей обороны большое количество танков, выставленные против прорвавших нашу оборону немцев советские части нередко, до подхода наших танков и противотанковой артиллерии, по-русски, стояли насмерть.

Мы должны вечно помнить и свято чтить подвиг подольских курсантов, молоденьких мальчишек, вставших рядом с другими частями Красной Армии насмерть на пути немецких танков, но не делать из этого выводов об отсутствии сплошной обороны, то есть других войск на пути немецко-фашистских захватчиков, рвущихся к Москве.

Реклама

И если вы прочитаете, что немецким армиям группы армий «Центр» был открыт путь на Москву, после окружения части советских войск под Вязьмой, то не верьте прочитанному. Сказку об открытом пути на Москву передают из книги в книгу, о ней рассказывают по телевидению, ставят художественные фильмы.

В действительности, Сталин назначил Жукова командующим Западным фронтом, но не дал ему новых армий. Г. К. Жуков принял новые армии у И. С. Конева и С. М. Будённого. 10 октября 1941 года Конев передал Жукову 4 армии, а именно: 22-ю, 29-ю, 30-ю и 16-ю. Будённый передал Жукову тоже 4 армии — 31-ю, 33-ю, 43-ю и 49-ю. Переданные Жукову Коневым и Будённым 8 армий первоначально, до начала боевых действий, насчитывали в своём составе 666 400 человек.

Реклама

Эти 8 армий были объединены в один Западный фронт и подчинены Г. К. Жукову. Таким образом, Жуков 10 октября 1941 года получил не два полка, как пишут клеветники России, а 8 (восемь) армий.

Эти армии пришли из-под Вязьмы, так как из 12 армий под Вязьмой окружили 4 армии, а 8 армий были приняты Жуковым от Конева и Будённого. В основном силами этих 8 армий и частей, пробивавшихся из окружения, держал Г. К. Жуков фронт до получения новых войск. Сражения под Вязьмой показали, что даже при тщательно подготовленной обороне противник в большинстве случаев прорывает фронт. А под Вязьмой оборона подготавливалась тщательно, в соответствии с требованиями Ставки от 10 сентября 1941 года «прочно закопаться в землю и за счёт второстепенных направлений и прочной обороны вывести в резерв шесть-семь дивизий, чтобы создать мощную маневренную группу для наступления в будущем».

Реклама

Выполнили командующие армиями и директиву Ставки ВГК № 002 373 от 27 сентября, которая предписывала: «На всех участках фронта перейти к жёсткой, упорной обороне, при этом ведя активную разведку сил противника и лишь в случае необходимости предпринимая частные наступательные операции для улучшения своих оборонительных позиций. Мобилизовать все сапёрные силы фронта, армий и дивизий с целью закопаться в землю и устроить на всём фронте окопы полного профиля в несколько линий с ходами сообщения, проволочными заграждениями и противотанковыми препятствиями».

О точном выполнении требований Ставки пишет И. С. Конев и командарм Западного фронта М. Ф. Лукин, который вспоминает: «Почти всюду были вырыты окопы полного профиля с ходами сообщения. На танкоопасных направлениях устанавливались мины, а там, где возможно, рылись эскарпы и противотанковые рвы. Строили блиндажи и козырьки для огневых точек».

Реклама

Несмотря на принятые меры, оборона под Вязьмой была прорвана. Данный факт подтверждает, что оборона не гарантирует удержание фронта при отсутствии необходимой плотности войск и сведений о направлении главных ударов противника.

Войска Западного фронта под командованием Г. К. Жукова отошли на Можайскую линию обороны.

20 октября 1941 года ГКО (государственный комитет обороны) ввёл в Москве и прилегающих районах осадное положение. В октябре враг совершил на Москву 31 налёт, в этих налётах в сумме участвовало 2 тысячи самолётов, из них было сбито 278, к городу прорвалось только 72 самолёта.

С середины октября и до начала ноября на Можайском рубеже шли упорные бои. Ещё в июле 1941 года на подступах к Москве было начато строительство укреплённых районов. Главная полоса обороны представляла собой систему полевых и долговременных укреплений, в том числе дотов и дзотов, противотанковых и противопехотных заграждений. Она включала Волоколамский, Можайский, Малоярославецкий и

Реклама
Калужский У Р. К 10 октября 1941 года было построено 296 дотов, 535 дзотов, 170 километров противотанковых рвов, 95 километров эскарпов. УР занимали не последнее место в том, что к концу октября немецкие войска под командованием Ф. Бока смогли лишь вклиниться в нашу оборону до 75 километров, но не смогли прорвать фронт.

На Волоколамском направлении сражалась 16-я армия под командованием генерал-лейтенанта К. К. Рокоссовского, на Можайском — 5-я армия генерал-майора Д. Д. Лелюшенко, а после его ранения — генерал-майора Л. А. Говорова, на Нарофоминском — 33-я армия генерал-лейтенанта М. Г. Ефремова, в Малоярославце держала оборону 43-я армия генерал-майора К. Д. Голубева

Реклама
, на Калужском направлении — 49-я армия генерал-лейтенанта И. Г. Захаркина. Имена этих командиров навечно вошли в историю Московской битвы, в историю нашей страны.

Напряжённые бои шли и в районе города Калинина (Твери). 14 октября немецкие танки ворвались в Калинин. 17 октября был создан Калининский фронт под командованием генерал-полковника И. С. Конева. Немцев остановили, и они не прорвались ни в тыл Северо-западного фронта, ни на тульском направлении. Армия и трудящиеся города Тулы не пропустили врага, уничтожив много живой силы и техники (100 танков) противника. Достойный вклад в оборону Тулы внесли и вышедшие из окружения войска Брянского фронта.

В октябре месяце оборона Москвы велась на пределе человеческих сил. Так могли сражаться только советские, русские люди. И разве не заслуживает доброго слова

Реклама
И. В. Сталин, ещё в июле 1941 года организовавший строительство бетонированных дотов, дзотов, противотанковых заграждений и прочих заградительных военно-строительных сооружений, укреплённых районов (УР) на подступах к Москве, сумевший дать оружие, боеприпасы, питание и обмундирование сражающейся армии?!

Наши войска могли держать Западный фронт под Москвой прежде всего потому, что и в октябре 1941 года сражающиеся с врагом советские солдаты и офицеры имели оружие, чтобы сбивать самолёты, сжигать танки и смешивать с землёй пехоту врага.

Продолжение следует…

Реклама