Зачем Советскому Союзу понадобился такой экзотический корабль? Дело в том, что магнитные полюса, которые часто ассоциируют с географическими, как бы «гуляют» по планете. То есть стрелка компаса может несколько отклоняться от северного направления, и это отклонение называют «магнитным склонением».
Это самое магнитное склонение следует учитывать при морской и воздушной навигации. Ясное дело, сейчас навигационные приборы стали точнее и надёжнее, а вот раньше магнитное склонение доставляло хлопоты морякам и лётчикам.
По этой причине потребовалось иметь судно с минимумом магнитных частей, чтобы на таком судне проводить тщательные научные изыскания магнитных полей и полюсов Земли.
Немагнитные суда до этого уже появлялись. Например, в начале ХХ века в США (тогда — САСШ) построили небольшую немагнитную шхуну «Карнеги». Но она пошла на слом в 1929 году, а проблема с изучением магнитных аномалий осталась.
И только после Великой Отечественной войны в СССР появилась немагнитная шхуна «Заря». Её построили в Финляндии, потому что до этого там уже делали для нашей страны суда на заказ. Кроме того, это судно зачлось в счёт контрибуции Советскому Союзу, ведь Финляндия вроде как и вышла из Второй мировой войны в 1944 году, но воевала до этого на стороне гитлеровцев.
В общем, к 1952 году уникальный парусно-моторный корабль был построен и передан СССР. На судне было три мачты, его осадка составляла 3,3 метра. Корпус разделили пятью водонепроницаемыми переборками. Палубу покрыли стойким бесцветным лаком.
Так как шхуна планировалось немагнитной, то якоря изготовили из латуни, а якорные цепи — из бронзы. Большинство деталей удалось сделать из цветных (немагнитных) материалов, а то, что не удалось, тщательно экранировали и убирали подальше от приборов. Ну, и в будущем показания этих приборов заносили в журнал наблюдений с учётом погрешностей от металлических элементов на судне.
Интересно, что корпус судна изготовили наборным — из сосны, ели и дуба. Подводную часть обшили латунью, крепёж также весь был из латуни!
Длина судна составляла 52 метра, ширина — 8,7 метра, а водоизмещение — примерно 600 тонн.
В длительную и весьма плодотворную (в научном отношении) экспедицию «Заря» отправилась не сразу, а 3 августа 1957 года, стартовав из Ленинграда. До этого момента шхуну тщательно готовили к плаванию, экранировали, минимизировали на ней влияние металлических частей, проверяли мореходные качества в Балтийском море и так далее.
Из этого плавания «Заря» вернулась 4 ноября 1958 года, попав на родину, но только уже в Одессу.
Во время этого похода экипаж шхуны провёл множество научных исследований, и они получились весьма ценными. Зарубежные специалисты оценили по достоинству заслуги шхуны и при удобном случае старались попасть на корабль, чтобы осмотреть его подробнее.
В 1976 году «Заря» подверглась модернизации. Во время этой процедуры мачты были заменены на полностью немагнитные, и лишнее парусное оборудование убрали, оставив шхуну исключительно трёхмачтовой.
Интересно, что ряд сцен любимого советскими зрителями фильма «В поисках капитана Гранта» снимался на шхуне «Заря»!
С возвращением нашей страны к капитализму «Заря» осталась без дел. Есть информация, что лет пятнадцать назад шхуна и вовсе была разобрана.
Так закончилась история корабля и ещё одна интересная страница советской истории…