Что такое «полюс относительной недоступности»?

Реклама
Грандмастер

Если задавать людям вопрос про полюс, то Северный и Южный полюса вспомнят сразу. Чуть погодя, упомянут и про магнитный полюс Земли. А вот про «полюс относительной недоступности», вероятно, знают не все. Я и сам прознал про такое интересное место не так давно.

Полюс относительной недоступности появился на картах благодаря канадскому полярнику Вильялмуру Стефанссону.

  • Изучая Арктику, этот человек предложил полюсом относительной недоступности обозначить часть Северного Ледовитого океана с центром в точке 84 градуса северной широты и 175 градусов западной долготы.

Из самого названия ясно видно, что эта часть Земли наиболее удалена от материков и прилегающих к этим материкам островов.

Практически до самой Второй мировой войны полюс относительной недоступности не посещал никто.

Реклама

Достаточно случайно в 1928 году американский пилот Уилкинс совершил вынужденную посадку на дрейфующие льды в районе полюса относительной недоступности. Времени американец тут провёл немного (и слава Богу, иначе бы погиб!), однако он измерил эхолотом глубину океана под своим самолётом. И прибор показал результат в 5440 метров.

Уилкинс вернулся домой, рассказал про свои приключения, и с его лёгкой руки эту часть сурового Ледовитого океана стали считать самым глубоким местом Арктики. Но такое положение дел сохранялось недолго.

Дело в том, что перед самой Великой Отечественной войной (в апреле 1941 года) по заданию профильных научных организаций Советский Союз организовал вполне успешную

Реклама
экспедицию на этот самый полюс относительной недоступности.

Для заброски группы исследователей предлагались разные варианты, но решили остановиться на использовании хорошо зарекомендовавшего себя самолёта «СССР-Н-169».

Самолёт по тем временам был довольно большим. У него имелось четыре двигателя, а на борт он принимал 10 человек (в момент полёта на полюс лётчиков было 7, а исследователей — всего трое). Ну, и кроме людей на воздушном судне нашлось немало места для необходимой научной аппаратуры и инструментов.

Реклама

В тот год основным пилотом тяжёлого советского самолёта являлся полярный лётчик Черевичный, который в итоге стал Героем Советского Союза. Черевичный блестяще сажал и поднимал свой летательный аппарат на льды, что вызывало общее восхищение умелым пилотом.

Вообще, самолёт Черевичного базировался в бухте Роджерса (на острове Врангеля) и оттуда летал непосредственно к полюсу относительной недоступности.

Реклама

Учёные работали среди льдов в суровых условиях. Спали они в обычных палатках, одеваясь в тёплую одежду и затем погружаясь в специальные спальные мешки. Примус для хоть какого-то обогрева палатки зажигали только на ночь.

Советская экспедиция к полюсу относительной недоступности получилась довольно плодотворной в исследовательском отношении.

К примеру, нашим учёным удалось установить, что глубина Ледовитого океана здесь не превышает 2700 метров. То есть американец Уилкинс выдал свои ошибочные данные за правдоподобные.

Кроме того, наши учёные выяснили, что вопреки устоявшемуся мнению, в этом месте лёд не имеет сплошного покрова, а состоит из ледяных полей и обломков многолетних льдов. Фиксировались также полыньи и трещины.

Реклама

Советская полярная экспедиция впервые провела на полюсе относительной недоступности магнитные измерения. Кроме того, с помощью специальных механизмов удалось взять пробы воды с разной глубины, а также получить данные про обитателей здешних вод.

Реклама

На время войны исследовательская деятельность в описываемом месте прекратилась. Возобновилась она лишь в 1948 году, когда наши полярники, пользуясь данными своих предшественников, обнаружили и тщательно исследователи подо льдами возвышенность, названную хребтом Ломоносова.

А потом ещё были длительные исследования местной воды, микроорганизмов, флоры и фауны, подводных течений и многого другого…

Но только позже. И с более совершенным инструментарием. Поэтому результаты тех научных исследований актуальны до сих пор.

Реклама