Обнаружить то, что могло бы называться самым первым фиговым листом в искусстве, к сожалению, невозможно. Он довольно часто встречается в творениях средневековых живописцев, скульпторов, миниатюристов. Самые ранние изображения фигового листа фигурируют в творениях по библейским сюжетам, связанным с грехопадением и изгнанием наших прародителей из рая.
Массовое насаждение его в европейском искусстве произошло в середине XVI века (1557 год). В тот год Папой Римским Павлом IV был издан указ (булла) об обязательном применении фигового листа к изображению обнаженного человеческого тела.
Причиной подобного решения стало столкновение католичества с недавно возникшим, но очень сильным конкурентом, называемым Реформацией. В этот период католическая церковь взялась рьяно доказывать всему миру свое благочестие. Кампания по снабжению фиговым листом всех оказавшихся под рукой древнегреческих и древнеримских статуй, фресок, произведений искусства, относящихся к периоду Ренессанса, затянулась надолго. На протяжении многих веков гераклы и адамы обретали фиговый листок, прикрывающий их мужество.
В XVII столетии курс, взятый предшественником, продолжил Папа Римский, которого звали Иннокентием Х. Он не гнушался лично руководить приведением обнаженной мужской красоты к благочестивому виду. При нем к статуям не просто приделывали фиговый листочек. По его указке статую сначала напрочь лишали мужского достоинства при помощи молотка и зубила, а только потом на освободившееся место крепился листочек. В результате этих варварских действий, которые историки назвали «кастрацией», было испорчено не одно бессмертное и гениальное
Одним из самых больших фиговых листочков и самых знаменитых является тот, которым прикрыли
Поговаривали, что государыня таким образом избавилась от вгонявшего ее в краску шедевра. Ее чрезвычайно смущал вид огромных размеров мужского достоинства, которым автор снабдил своего Давида. Учитывая, что высота этого обнаженного красавца составляла около шести метров, то и детородный орган, надо полагать, имел устрашающий размер.
Как бы там ни было, Давид перекочевал в музей, где продолжал вгонять в краску знатных англичанок. Поговаривали, что особо впечатлительные особы даже лишались сознания от одного вида его внушительной обнаженной красоты.
Чтобы прекратить эпатировать публику, было принято решение прикрыть «срам». Фирма D. Brucciani & Co. получила заказ изваять для Давида подходящих размеров фиговый лист. Как только в музее планировалось принять какого-нибудь важного гостя, к статуе цепляли полуметровый «листочек» для соблюдения приличия. Крепился он благодаря двум стальным крючкам.
Происходило это до середины ХХ столетия, после статую показывали посетителям музея в том виде, который изначально придал ей автор. Фиговый листочек демонстрируется как отдельный экспонат, находясь позади Давида.
Гипсовую копию английского «Давида» можно видеть в Москве. Статуя экспонируется без каких-либо ухищрений вроде фигового листа. Полюбоваться ею можно, посетив ГМИИ им.
Если задаться вопросом, почему для прикрытия наготы был избран именно фиговый листок, а не что-то другое, то ответ можно отыскать в Библии. Именно там встречается упоминание о том, как наши нагие прародители, отведав запретный плод, сотворили из листьев смоковницы (инжира) некое подобие одежды — «опоясание».
У листьев этого дерева очень красивая резная форма, но хорошенько прикрыть таким листочком мужской детородный орган невозможно. Почему же Адам и Ева не использовали для этих целей листья других деревьев?
Существует интересная версия, что фиговый лист был дан нашим прародителям в наказание за совершенный ими грех. Дело в том, что содержащийся в листьях инжира фицин вызывает сильное раздражение кожи, жжение и зуд.
Произведения искусства, изображающие обнаженную натуру, щедро снабжались фиговыми листочками вплоть до середины ХХ столетия. Однако с изменением отношения общества к наготе отпала необходимость их дальнейшего применения. Во многих музеях принялись реставрировать произведения искусства, возвращая им первозданную, задуманную автором красоту.