Где в Милане припасть к источнику высокого искусства? Пинакотека «Брера»

Реклама
Грандмастер
«Рядом с этой сокровищницей мысли, — неторопливо думал Васисуалий, — делаешься чище, как-то духовно растешь».
И. Ильф, Е. Петров. «Золотой теленок»

Лев Николаевич Толстой Наполеона не любил. Считал его человеком пустым и славы великого полководца не заслужившим. О чем и написал в своём великом (и объёмном тоже) романе про войну и мир. В отличие от русского графа, в Италии Бонапарта почитают как освободителя и первого страны объединителя. Потому и воспоминания об итальянском походе Наполеона здесь окрашены в праздничные тона.

Ни улицы, названные именем Наполеона, ни памятники в его честь по этой причине не удивляют. Впрочем, памятник императору во внутреннем дворике миланской художественной галереи «Брера» удивляет. И даже, как часто пишут в Интернете, доставляет. Ибо в лучших традициях классицизма Наполеон изображен в виде победоносного римского божества Марса, повесившего свой грозный лук на ближайший мощный сук в знак наступившего мира. Как и подобает античному божеству, миротворящий Марс-Наполеон высок, пропорционально сложен и обнажен. Что не может не вызывать улыбку у всякого, кто тут же представляет себе, как бы невысокий и пузатенький император выглядел без панталон в действительности.

Реклама

Что поделаешь, если мы постмодернисты, перекормленные с детства социалистическим реализмом? Хотя по сути своей упомянутый художественный стиль занимался тем же самым, что и классицизм двухвековой давности: прославлением начальства в доступной тому форме. Но художественные вкусы нашего поколения все же испорчены безвозвратно!

Реклама

И вообще поколение наше отличается своеобразным взглядом на жизнь. Например, мы до сих пор относимся к поездке в чужие края, словно к паломничеству. И, подобно средневековым паломниками по святым местам, считаем должным, посетив какое-нибудь достопримечательное место, приложиться к высокохудожественным мощам в местном музее. Москва без Третьяковки, Санкт-Петербург без Эрмитажа — деньги на ветер. Как пиво без водки.

Взгляд, конечно, хоть и варварский, но верный. После бесконечного кружения по шумным городским улицам и торжищам приятно отдохнуть в тиши и прохладе, пройти по музею, не без удовольствия глядя на картины какого-нибудь Тициана, Рубенса или — того лучше — Александра Дейнеки. Рядом с этой сокровищницей мысли — думаешь вслед за великим мыслителем Васисуалием Лоханкиным — делаешься чище, как-то духовно растешь.

Реклама

Реклама

Впрочем, довольно ёрничать. Миланская пинакотека «Брера» достойна множества похвал.

Во-первых, пинакотека «Брера» — это известная в мире и первоклассная картинная галерея. Причем — в Италии, где богатейших собраний картин и статуй не счесть. Пинакотека находится в изящном дворце, построенном в стиле барокко, где размещается еще несколько учреждений: Академия художеств, Ломбардский институт науки и литературы, библиотека, обсерватория и ботанический сад. Сам дворец называется Palazzo di Brera, и находится он на улице с тем же названием, улица Брера, via Brera. Улица Брера — продолжение улицы Дж. Верди, которая начинается от площади, где расположен театр Ла Скала.

Реклама

Сейчас здесь — центр города, но в Средние века это место находилось уже за крепостными стенами Милана. И были здесь травы по пояс. Предполагается, что название «Брера» происходит от древнегерманского слова «braida», «луг». Вероятно, с тех стародавних времен остались названия двух улочек, окаймляющих дворец Брера: «Улица светлых цветов» и «Улица темных цветов». Поэтично, не правда ли?

Реклама

В XII веке среди лугов построили монастырь. Потом на месте монастыря построили коллегию (школу) ордена иезуитов. В конце XVIII века здесь обосновалась академия изящных искусств. Пинакотека возникла первоначально как кабинет наглядных пособий по этим самым искусствам. Для расширения количества «учебных пособий» деньги находились, и картины, фрески и статуи закупались, главным образом, в церквах и монастырях.

Приход в Италию Наполеона и здесь оставил добрую память. Церковь была отделена от государства, а главное, от государственных субсидий. Святым отцам пришлось самим заботиться о существовании и пропитании. Таким образом, в начале XIX века на рынок попали многие художественные сокровища. Среди них — даже фрески с монастырских и церковных стен, которые продавали вместе со стенами!

Реклама

Со временем количество перешло в качество. В 1883 году пинакотека отделилась от Академии художеств и стала публичной картинной галереей. Сейчас в залах музея выставлено более 400 произведений искусства. Не много, но и не мало.

Относительная компактность галереи — второе достоинство пинакотеки Брера. В отличие от Лувра, Эрмитажа и Третьяковки, посещение этого музея не становится для интеллигентного человека наказанием. Не надо спешить, пытаясь за ограниченное время объять необъятное.

В-третьих, немаловажно, что для всех картин хватает места на стенах, а для зрителей предусмотрено достаточно места для того, чтобы со вкусом их рассматривать. Есть и просторные диванчики, и раскладные стульчики. Так что перед понравившейся картиной можно надолго «зависнуть» и рассматривать ее вдоволь. Пояснительные надписи у каждой картины на итальянском и на английском языках, что тоже немаловажно.

Реклама

Ну, и, наконец, в-четвертых. В «Бреру» стоит ходить с детьми. Миланская пинакотека просто предназначена для этого. У каждой картины — пояснения для детей и вопросы для них же. Иной раз совсем не простые вопросы.

Реклама

Вот, к примеру, огромная икона «Мадонна с младенцем во славе» работы Джованни Джироламо Савольдо (Giovanni Girolamo Savoldo; 1480−1548). Художнику этому — считают искусствоведы — немного не повезло. При всем своем недюжинном мастерстве он не слишком известен.

Работа эта — действительно, икона, то есть она написана масляными красками на деревянных досках. Более того, она считается самой большой иконой в мире.

Вопрос для детей, размещенный рядом с этой картиной, связан как раз с ее размером. В годы войны Милан серьезно бомбили. Картину надо было укрыть в хранилище, но из-за больших габаритов ее невозможно было вынести из зала. «Как бы вы поступили в этом случае?» — вопрос для детей, на который они отвечают довольно быстро и правильно. В отличие от своих родителей.

Реклама

А на выходе из зала все тот же Наполеон-миротворец во всей красе.

Реклама