И все это время отмечено персоналиями, значимыми фигурами, именами. Подчас ключевыми для всей дальнейшей библейской, а то и мировой, истории. Стоит ли удивляться числу почитаемых в христианстве святых? И, соответственно, обширнейшей христианской иконографии? Если же не ограничиваться православной иконографией, то католическая иконография не менее обширна и интересна.
Правда, всегда ли мы понимаем, кто изображен на иконе, картине или скульптуре? Конечно, наиболее популярные православные святые и/или сюжеты знакомы. Даже люди, от церкви далекие, узнают Николая Мирликийского, Георгия Победоносца, Матрону Московскую, Богородицу с Младенцем.
Кстати… Уже здесь, при невнимательности, возможна путаница. Если бегло скользнув по иконе взглядом, мы видим женщину с нимбом и младенцем на руках, мы однозначно «поймем», что перед нами изображение Богородицы. А ведь в христианской иконографии есть еще, по меньшей мере, два схожих сюжета.
Так, изображение Марии с Младенцем может быть очень схоже с… изображением Святой Анны (матери Марии), держащей на руках саму маленькую Марию. Естественно, одетую по-женски — так взгляд-то беглый (да-да, икону рассматривают иначе, но давайте будем реалистами…), а Младенец-Христос может быть одет в длинную одежду (как, например, на Владимирской иконе Богоматери). Зримое, даже на первый взгляд, отличие — Богородица, даже в детстве, изображается с головой, покрытой платком-омофором, одеянием взрослой, замужней женщины.
Встречается и еще один сюжет, изображающий женщину с ребенком: св. Елизавета и Иоанн Креститель
В западной живописи Иоанн может изображаться с агнцем… Но с агнцем или вообще в образе пастуха мог изображаться и сам Христос. Еще один характерный признак — Иоанн часто изображается на фоне пустыни.
Атрибуты есть у многих святых. А некоторых и различишь-то разве что по характерным для них символам. Попробуем?
Например, всем известно, что четверо евангелистов изображаются с книгами или свитками. Но кто из четверых — кто? Каждый из них традиционно ассоциируется с одним из мистических существ из видений Иезекииля и апостола Иоанна.
Которые и «сопровождают» святых на изображениях:
- с Матфеем изображается ангел или человек (символ земного воплощения Бога);
- с Иоанном — орел (символ нисхождения Святого Духа и/или Вознесения);
- с Лукой — бык (жертвенность);
- с Марком — лев (могущество, сила и слава Божьи).
Но не все так однозначно.
Книга и свиток — популярные символы, фигурирующие во многих сюжетах и восточной, и западной иконографии. И лев — атрибут не только апостола Марка, но и святого Иеронима. Которого часто так и изображают: с книгой (как знаменитого переводчика, создателя Вульгаты!) и львом.
Правда, у Марка лев — крылатый. Должен быть крылатым. Но практика здесь не всегда следует теории…
Отшельника-Иеронима часто изображают в пустыне, и это могло бы стать отличительным признаком. Вот например… впрочем, это снова Марк, проповедовавший в Африке…
Как же их различить? Например, по одежде. Иеронима, жившего позже, носившего сан и работавшего при папском дворе, часто изображают в священническом или кардинальском облачении.
То есть атрибутами святых выступают предметы, связанные с их жизнью или деятельностью. Как, например, сосуд с миром в руках Марии Магдалины, крест и храм — у князя Владимира и княгини Ольги.
Или лев того же св. Иеронима. В отличие от символического — и потому обычно крылатого — льва евангелиста Марка.
А еще львы (и пустыня!) могут встречаться в иконографии Павла Пустынника — по преданию, именно они вырыли для святого могилу. Есть у него еще один «зверь» — ворон, приносивший святому отшельнику пищу.
Символическими оказываются и атрибуты апостола Иакова: морская раковина-гребенка и посох, символизирующие паломничество к мощам апостола (и возможно, его собственный путь) через всю Европу, к северному побережью Испании. Откуда паломники и привозили те самые раковины-«сувениры» в знак того, что они дошли до конечного пункта маршрута.
И конечно, ветхозаветные пророки, неизменно присутствующие в православном иконостасе, традиционно изображаются со свитками соответствующих пророчеств.
Самыми, пожалуй, странными выглядят атрибуты типа лежащих на блюде женских грудей (св. Агата/Агафья), зубов (св. Аполлония), глаз (св. Луция), или… содранной кожи «св. Варфоломей».
На самом деле, удивляться нечему. Так изображались символы мученичества: отрезанные груди, вырванные глаза, выбитые зубы, снятая кожа — символы, сродни отсеченной голове Иоанна Крестителя.
Изображаются и орудия пыток и казней, типа меча у той же св. Луции, камней св. Стефана или стрелы у св. Севастьяна.
И конечно, косой и перевернутый кресты апостолов Андрея и Петра и меч апостола Павла. Мечом Павел не воевал, а был им казнен.
Больше всего атрибутов, наверное, у Николая Мирликийского. Часть из них связаны с событиями жизни архиепископа Николая — не важно, реальными или легендарными. Здесь Евангелие и омофор (по преданию, коллеги-архиереи видели во сне, как Господь сам вручает Николаю Евангелие, а Богородица — надевает епископский омофор); корабль (спасенный по молитве Николая); три мешочка с золотом, тайком подброшенные трем бедным сестрам; три спасенных ребенка в бочке.
А вот меч и храм в руках (икона Николая Можайского) появились именно в русской иконографии благодаря заступничеству и защите Можайска от врагов по молитве горожан.
Впрочем, меч и вообще оружие, разумеется, выступает и чисто воинским атрибутом святых, при жизни связанных с военным делом. Таковы Георгий Победоносец или Иоанн Воин. В русской иконографии в воинском облачении традиционно изображается Александр Невский. Иногда — Дмитрий Донской. И даже Андрей Боголюбский (роспись Успенского собора в Кинешме, Ивановской области). Хотя и Андрея, и Дмитрия куда чаще изображают в княжеской одежде, а Александра — в монашеской. Тем не менее различить святых воителей на иконах зачастую можно лишь по надписям.
Впрочем, Александра иногда изображают на фоне битвы или пейзажа (кажется, это свойственно современным иконам!), Дмитрия — на фоне белокаменного города. Но здесь возможны варианты: например, Александр Невский с церквями на заднем плане.
Ну, а образ Андрея Боголюбского в принципе редко встречается…
Но есть и куда более «читаемые» сюжеты и атрибуты. Вернемся к тому, с чего начали.
Что мы увидим в изображении мужчины с отрубленной головой? Или женщины, несущей все ту же мужскую голову? Вероятно, популярный сюжет усекновения главы Иоанна Предтечи.
И скорее всего, это так, особенно если речь о православной иконе и России. Но и здесь возможны варианты. Если же взять западную иконографию, то вариантов этих наберется немало.
Вот, например, Святой Дионисий.
А здесь — сразу трое, святые Феликс, Регула и Экзюперантий. Как нетрудно догадаться, всем, как и Иоанну Крестителю, отрубили головы.
Впрочем, есть в католической иконографии сюжеты, где отрубленную мужскую голову несет женщина. Или две женщины. Вполне опознаваемые как Иродиада и Саломея с головой все того же Иоанна Крестителя. Или Юдифь и служанка с головой Олоферна.
Как различать столь похожие сюжеты? По разному эмоциональному наполнению. Иродиада и Саломея — персонажи отрицательные, Юдифь — положительный. И именно ее изображают с головой в одной руке и мечом или ножом в другой. Или и вовсе — непосредственно в момент убийства.
Все это мы увидим скорее в западной иконографии.
И разумеется, мы кратко коснулись лишь некоторых атрибутов наиболее популярных образов святых. Коих в христианстве бесчисленное множество, как и сюжетов. Так что продолжение следует…