Почему святой Христофор изображался в столь странном обличье?

Реклама
Грандмастер

Икона — это окно в духовный мир, мост между разными реальностями. Крайне сложно передать на языке земных образов нечто незримое и непостижимое. Поэтому невозможно здесь обойтись без условностей и особых символов. Недаром издавна в иконописи сложились жёсткие каноны. Однако встречаются изображения, совсем не похожие на остальные.

В экспозиции музея Ростовского кремля есть уникальный экспонат. Это икона мученика Христофора, который стал известен как Песьеглавец. Неподготовленного зрителя она может напугать и даже шокировать. Зооморфный образ — нечто, казалось бы, невозможное в иконописи. Тем не менее подобные изображения встречаются, порождая немало загадок.

Легенды и были
Реклама

Иоахим Патинир, «Святой Христофор», ок. 1520 г., Эскориал

Святой мученик Христофор почитается и православной, и католической церквями. Он жил в III веке и пострадал при императоре Деции Траяне — яром гонителе христиан. Вокруг жизни

Реклама
святого Христофора сложилось много преданий, мифов и легенд. А икону его невозможно спутать с другими. Правда, таких изображений дошло до нашего времени немного — после реформы патриарха Никона они были запрещены.

Объяснений возникновения образа Песьеглавца несколько. Самое известное гласит, что Христофор был прекрасным юношей. Многие женщины соблазнялись его красотой, а самые отчаянные преследовали своей любовью. Но он всеми силами желал избежать греховных соблазнов и молился, чтобы ему была дана как можно более отталкивающая внешность. Отсюда и столь странный, даже пугающий облик.

Реклама

Но ещё утверждалось, что святой Христофор испросил необычную внешность, дабы сделать свои проповеди более убедительными среди язычников. Кстати, исследователи усматривают в зооморфном образе своеобразный сплав традиций. В частности, проводилась параллель с египетским богом Анубисом, который изображался с головой собаки либо шакала. Согласно мифологии, он был проводником в загробный мир.

Ещё существовало поверье, что святой Христофор происходил из племени киноцефалов — людей с головами собак. О них писал и путешественник Марко Поло, однако не усматривал в этом никакой мистики. Странная внешность представителей того племени объяснялась тем, что им с младенческого возраста сдавливали черепа, чтобы голова приобрела вытянутую форму. Это впоследствии помогало устрашать врагов.

Реклама

Откровение на реке

Реклама

В западной, католической традиции бытовало другое предание. Оно породило особый сюжет в иконописи: великан, несущий младенца Христа.

До крещения Христофор носил имя Репрев. Был он человеком огромного роста и невероятной физической силы. Ощущая свою исключительность, решил, что повелевать им должен лишь самый могущественный господин. Вначале поступил на службу к царю, но оказалось, что тот не всесилен: земной государь боялся дьявола. Репрев, узнав об этом, избрал своим повелителем князя тьмы. Но выяснилось, что дьявол трепещет перед крестом.

Реклама

В замешательстве Репрев обратился к отшельнику и получил от святого старца совет — переносить путников через бурную реку. За этим занятием и пришло откровение. Однажды великан увидел маленького мальчика, который попросил помочь ему добраться до другого берега. Гигант с трудом поднял ребёнка — почувствовал, что как будто целый мир давит на плечи.

Репрев спросил таинственного мальчика, в чём тут причина. С трепетом услышал великан, что перед ним — Богомладенец Христос, взявший на себя грехи всего человечества. После этого Репрев принял христианскую веру, а Богомладенец крестил его в той же реке под новым именем — Христофор, что означало «несущий Христа».

Здесь нет намёка ни на какую зооморфность облика святого. Однако есть ещё одна версия. По преданию, Христофор происходил из племени хананеев. И здесь могла возникнуть путаница из-за созвучия с латинским словом «canis» — «собака». Разные традиции могли переплестись между собой. И вряд ли есть единственно верное объяснение появления образа Песьеглавца.

Реклама

Внутреннее несходство

В старообрядческих храмах сохраняются зооморфные изображения святого Христофора. Что интересно, иногда он изображается с головой не собаки, а лошади. Это задаёт дополнительные вопросы исследователям. Однако широкого распространения подобные иконы не имеют. Их изготавливают лишь по специальным заказам в старообрядческих мастерских.

Реклама

Но важно помнить, что икона — это не портрет. И нельзя искать в символическом образе буквального сходства с реальной личностью. Столь необычное изображение могло олицетворять внутреннее несходство с окружающими. Когда есть стремление к высоким идеалам, то часто сложно найти взаимопонимание с теми, для кого нормой стали низость и жестокость. Погрязшее в грехах окружение не принимало Христофора.

По сей день отвержение — это боль для многих. Быть изгоем — это страшно. И часто отвергаются как раз благородные люди с высокой душой. Окружающим они видятся странными, даже не вполне адекватными. Хотя нередко оказывается наоборот: нормальный человек — это как раз тот, кого отвергают. Что сложно сказать о гонителях, которые не осознают своего безумия.

Реклама