Как борются с системой в кино? «Побег из Шоушенка», «Касл», «Перри Мейсон», «Доказанная невиновность»

Реклама
Грандмастер

Меня всегда поражало в западных детективах, книгах и телевизионных сериалах, что полиция, расследуя преступление, часто вначале находит подозреваемого, а потом начинает подгонять улики под него. При этом герой детектива, адвокат или частный сыщик, ищет или смягчающие обстоятельства, или доказательства виновности кого-то еще.

За правосудие не борется никто. Защита защищает, обвинение обвиняет. И те, и другие делают это за деньги. О справедливости речь даже не идет.

Вспомните зарубежное кино «Побег из Шоушенка»: человек получил пожизненный срок за двойное убийство, которого он не совершал, но был обвинен, как наиболее вероятный убийца (если отбросить все остальные варианты), прокурор был очень красноречив, а адвокат оказался слабаком. И при полном отсутствии улик человека приговорили к пожизненному заключению, ибо «хайли лайкли» убил именно он, потому что — а кто же еще? А когда в систему спустя много лет попадает информация, что он действительно никого не убивал, что это дело рук другого, который готов признаться, т.к. теперь ему уже и терять-то нечего, то система предпочитает уничтожить свидетеля, ибо для нее все уже сложилось наилучшим образом и не хочется ничего менять.

Реклама

Даже адвокат Перри Мейсон, герой Эрла Стенли Гарднера, борется не за правосудие, а за то, чтобы с его клиента были сняты все обвинения. Для этого он готов подбросить ложные улики, готов поменять местами револьверы, один из которых, вполне возможно, является орудием преступления.

Да, Перри всегда действует строго в рамках закона: никогда прямо не лжёт полиции или под присягой, никогда не прячет улики, если точно знает, что данный предмет — улика в преступлении. А вот если он сможет впоследствии заявить, что он точно не знал, улика это или нет, то не раз устраивал грандиозный мухлеж, виртуозно убеждая в невиновности своего клиента не только нейтральных присяжных, но даже судью и прокурора. А уж прокурор-то изначально бывает настроен к точке зрения адвоката крайне негативно.

Реклама

Увы, эпоха Гарднера и Перри Мейсона ушла, современные детективщики пишут свои детективы намного более упрощенно. Да и книг сейчас не читают столько, сколько полвека назад. Теперь в лидерах идут телесериалы. Лично я среди детективных сериалов последнего времени выделил бы многосезонный проект

Реклама
«Касл».

Писатель-детективщик Касл, автор кучи бестселлеров, заскучал. Надоел ему старый герой — детектив Шторм. Слишком уж работа над очередным романом стала походить на просиживание штанов в конторе. Завязка книги, интрига, развязка — и Шторм опять победил.

Благодаря множеству написанных им бестселлеров, он давно мультимиллионер. У него большая квартира на Манхэттене стоимостью во много миллионов долларов и столь же дорогая вилла на побережье, в районе «особо богатых вилл». Куча акций, киностудия — надо же во что-то вкладывать деньги. И скука… Со скуки он принимает участие в расследовании серии убийств, совершенных по образу и подобию тех, что он описал в нескольких ранее вышедших романах про Шторма.

Реклама

Участие в настоящем расследовании убийств ему понравилось — и вместо безжалостно застреленного им детектива Шторма он начал писать серию романов про женщину-детектива Никки Хит, взяв за образец полицейского детектива Кейт Беккет. Сериал продолжался в течение 8 сезонов, с 2009 до 2016 годы.

Реклама

Полиция и в этом сериале всегда предпочитает побыстрее закрыть дело («Мне бы что попроще — Карл у Клары украл кораллы — и я спокойно иду домой») и спихнуть его в прокуратуру, чтобы прокурор засадил человека в кутузку. На максимально долгий срок.

Но Каслу скучно — и он не соглашается с простыми решениями, ищет всевозможные выверты. И в тех случаях, когда он помогает полиции в расследовании, в результате его выдумок, в конце концов, оказывается, что вроде бы простое дело оборачивается ловкой подставой, чтобы убийца ушел от ответственности, а посадили бы очередного козла отпущения.

В детективных расследованиях налицо, с нашей точки зрения, явный прогресс. Пусть от скуки, пусть для того, чтобы потешить собственное самолюбие, но Касл заставляет детективов искать настоящих убийц, не ограничиваясь подбором улик, чтобы вероятный преступник (он же — «козел отпущения» для настоящего убийцы) ответил по полной за преступление, совершенное не им.

Реклама

Не смотрели? Рекомендую — хотя бы самое начало.

А в этом году начался показ сериала «Доказанная невиновность» (Proven Innocent). Этот сериал показывает американское правосудие так, как не посмел его показать никто ранее. Пока вышло только 3 серии, но направление сериала ясно видно еще с первой серии.

…Много лет назад было совершено убийство. Богатые детки, золотая молодежь, спиртное и наркотики. Убита одна из них. Рядом с трупом задержаны брат и сестра — из этой же среды. Сестра — подруга убитой. У обоих обвиняемых руки были в крови, оба оставили следы возле трупа. Была проведена хорошая кампания в прессе, дело выходит резонансным, энергичный и честолюбивый прокурор отлично проводит свою партию, брат и сестра признаны виновными и получили по полной. Пресса не оставила камня на камне от их репутации, никто ни в чем не сомневается.

Реклама

Спустя несколько лет дело начинается по новой. Когда нормальный адвокат получил доступ к делу, он увидел, что часть улик получена с процессуальными отклонениями (в данном случае это означает — вполне возможно, что просто были кем-то подброшены), часть улик, полученных полицией вполне законно, показывала на кого-то другого, не на осужденных брата и сестру, а потому эти улики были утаены следствием от суда. Одно, другое, а в итоге — пересмотр дела и освобождение брата с сестрой из-под стражи.

Реклама

Девушка впоследствии получила юридическое образование и стала адвокатом. Узнав, что за то время, что она провела в тюрьме, ее обвинитель сделал великолепную карьеру, в ходе целого ряда очень громких дел получил огромную известность и уже выставил свою кандидатуру на должность Генерального прокурора. Помня, как этот лживый мерзавец вел ее дело, девушка поставила своей целью не допустить этого назначения…

Кстати, я бы не назвал его лживым мерзавцем. Просто функционер системы, который стремится любыми путями добиваться победы в суде. Был бы он адвокатом — такими же способами добивался бы оправдания своих клиентов. Но он прокурор, а значит его цель — посадить.

В первых двух сериях девушка-адвокат добивается пересмотра нескольких некогда очень громких дел, которые несколько лет назад очень помогли должностному росту нынешнего кандидата в Генеральные прокуроры. Везде были засужены невиновные. В одном случае в суд не попал анализ ДНК убийцы, не совпадавший с анализом ДНК человека, осужденного за убийство. В другом случае, по просьбе прокурора был сфальсифицирован представленный в суде в качестве доказательства виновности перевод с испанского на английский показаний испаноязычной обвиняемой…

Реклама

Прокурор начал резко терять рейтинг — дела, которые сделали его знаменитым, оказались сфальсифицированы. В качестве ответного хода он решает как-то законными методами напасть на мешающую его избранию девушку-адвоката…

Реклама

Не знаю, куда пойдет сериал «Доказанная невиновность» далее и что придумает сценарист, но уже сейчас видно, что поднята проблема, которой ранее в детективных телесериалах не было: тот факт, что в суде идет не поиск правосудия, а театральное действо ради получения выгод — то ли адвокатом, то ли обвинителем. И ради победы государственное обвинение не гнушается использовать фальсификации и ложь.

Реклама