Почему так успешен был Перри Мейсон?

Реклама
Грандмастер

Про адвоката Перри Мейсона я узнал в 70-е годы, когда американских детективов в СССР еще не переводили и не издавали. В романе Стругацких был старый волшебник Федор Симеонович Киврин, который шибко уважал романы «об ентом Перри Мейсоне — ух-х-х, зверюга-адвокат», читая их в оригинале. А в чем же секрет удачливости Перри? В чем секрет его многолетней всеамериканской славы и успех экранизаций и переводов на многие языки мира?

Эрл Стенли Гарднер родился в 1889 году, а умер в 1970. После школы он учился в Valparaiso University School of Law, сдал экзамен на адвоката в 1911 г., потом служил в юридической конторе, а уже в 1917 г. открыл свою адвокатскую практику и был адвокатом вплоть до 1933 года.

Как адвокат, он был очень популярен, его выступления в суде были яркими, они убеждали присяжных в его правоте. Часто на слушания в суде, в которых он выступал, люди приходили послушать его выступление, но его позвала муза детективщика.

Реклама
  • Работая адвокатом, он сначала в свободное время писал короткие рассказы о благородном мошеннике Эде Дженкинсе, написав с 1925 по 1943 год 75 рассказов.
  • В 1929 году к благородному мошеннику Эду прибавился аристократ Лестер Лейт, от скуки раскрывавший сложные уголовные дела. Рассказы про него Гарднер писал вплоть до 1943 года, их было напечатано больше 50.
  • Затем родилась идея написать серию книг про адвоката по уголовным делам — и это стало концом карьеры адвоката Эрла Стенли Гарднера, ставшего писателем детективных рассказов.

В марте 1933 года был напечатан его первый роман про Перри Мейсона «Дело о бархатных коготках». С этого года и до самой смерти он писал о Перри Мейсоне. Каждый год в печать выходили по две новых книги, описывающие захватывающие и загадочные преступления, блестяще разоблаченные Мейсоном при поддержке детектива Пола Дрейка (и его детективного агентства). При этом в некоторых специфических моментах расследования неоценимую помощь оказывали и меткие замечания секретарши адвоката Деллы Стрит.

Реклама

Всего про Перри вышло 82 романа. Я сказал, что книги выходили в печать до самой смерти писателя? Это не так. Он умер в 1970 году, а уже после его смерти, в 1972 и 1973 годах, вышли в печать еще два его романа о приключениях бессмертного адвоката Перри Мейсона.

Реклама

С 1957 года по 1966 годы по романам о Перри Мейсоне был снят сериал, длительностью в 9 сезонов, несколько десятков серий о честном, богатом и удачливом адвокате. А с 1985 по 1993 было доснято еще 26 полнометражных серий про Перри Мейсона — с теми же актерами, что были задействованы в первом сериале.

Кроме Перри Мейсона у Гарднера была еще уйма литературных персонажей и героев, он написал еще о приключениях Дональда Лэма и Берты Кул — 29 романов, первый из романов был издан в 1939 году, а последний вышел в 1970 году, уже после смерти автора.

Еще была серия про окружного прокурора Дугласа Селби, книги издавались с 1937 года по 1946 год, вышло 9 романов.

Многие романы Гарднер писал под псевдонимами. Среди его псевдонимов была и Делла Стрит.

Реклама

Кстати, о Делле Стрит. Всю жизнь и почти всю его карьеру — сначала в адвокатской конторе, а затем в офисе писателя-детективщика — рядом с ним была и на него работала его верная секретарша Агнес Бетель. Она была прототипом Деллы Стрит, верной секретарши Перри Мейсона. Вначале работала секретарем адвоката, а затем писателя. С 20-х годов вплоть до его смерти в 1970 году. А в 1968 году он на ней все же женился…

Реклама

Лично мне показалось странным отношение героев Гарднера к правосудию. Один из его героев в серии про Дуга Селби, адвокат, постоянно воевавший в суде с Дугом, как-то высказался о своих адвокатских принципах. Мол, если мой клиент виновен, если он украл, ограбил, убил — я все равно буду его защищать и постараюсь убедить присяжных в том, что мой клиент невиновен. Есть лишь одно «но»: я должен знать всю правду. Если я точно узнаю, что клиент мне солгал, я от него откажусь и больше работать на него не буду. В отличие от этого адвоката, Дуг Селби — типичный рыцарь в блистающих доспехах, борец с преступностью, борец за справедливость.

Подход к преступлению у Перри Мейсона диаметрально противоположен подходу адвоката из сериала про Дуга Селби, он заранее уверен, что его клиент невиновен, и хочет это доказать в суде. Даже если его клиент вдруг начинает верить, что он виновен, адвокат с ним не соглашается и старается все равно доказать суду невиновность своего клиента.

Реклама

Подход частного детектива и талантливого юриста Дональда Лэма к своей работе полностью утилитарен, он уверен, что закон несовершенен, в нем есть лазейки, позволяющие, даже попавшись на преступлении, отмазаться по формальным признакам от наказания. Так он и поступает.

Интересно описание работы полиции в разных сериалах Гарднера.

Если в сериале про Дуга Селби полиция — гвардия борца за справедливость, то в сериале про Дональда Лэма она по поведению не слишком отличается от бандитов. Ну, разумеется, различие есть, полицейские носят форму и имеют полицейские значки. При этом избить задержанного, дабы он признался в том преступлении, которое на него решено повесить — это вообще норма, полностью в порядке вещей.

Реклама

В сериале про Перри Мэйсона и полиция, и прокуратура очень вежлива по отношению к знаменитому адвокату. Ведь он — звезда первой величины, его фото часто появляется в газетах. Как можно даже подумать применить насилие к нему?

А вот по части расследования убийств — и полиция, и прокуратура не больно-то стремятся добиться справедливости, главная их цель — закрыть дело. И коли попался им человек сколько-то подозрительный, против которого найдены улики — все прочее, специально для суда, будет подбираться для доказательства его виновности. Негодные улики будут или замалчиваться, или прятаться, негодные факты будут по-иезуитски трактоваться так, чтобы присяжные, не сомневаясь, согласились, что обвиняемый виновен.

Реклама

Полиции и прокуратуре надо закрыть дело, а виновен обвиняемый или нет — это дело десятое, важно лишь убедить присяжных, что подсудимый виновен. При этом для адвоката факт виновности или невиновности его клиента — скорее сопутствующий фактор. Главное — внести сомнение в ряды присяжных, чтобы, даже при наличии точных фактов или улик, они бы сомневались — хотя бы один-два из всех. Ведь, если присяжные не пришли к единому мнению — значит, в суде победил адвокат.

Реклама

Описание этих захватывающих словесных поединков, неизменно завершавшихся победой Перри над прокурором Биргером, и есть главное, что уже больше 80 лет привлекает читателей к произведениям Гарднера. Ведь, если подумать и оценить — как изменился мир с 1933 года! А романы, написанные больше полувека назад, по-прежнему интересны читателю.

Может быть, прав «голос за кадром» из фильма «Берегись автомобиля» в том, что:

Зритель любит детективные фильмы. Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится. Кроме того, лестно чувствовать себя умнее автора.

Реклама