Иначе им было бы известно: Вера Катаева — жена Кошкина с 1928 года. И кто тогда такая Лида Катаева — героиня фильма? Именно она постоянно попадает в передряги строго по голливудским канонам. Зачем нужно было использовать фамилию жены Михаила Ильича?
Когда Кошкин разговаривает с Жуковым, появляется надпись «Москва». Но Георгий Константинович в это время командовал нашими войсками в конфликте с Румынией по поводу возвращения Бессарабии и Северной Буковины. В Москве он обоснуется позже. Только 14 января 1941 года Жуков будет назначен начальником Генерального штаба РККА. Так что в означенное по фильму время никакого доклада Сталину по данным танкам будущий Маршал Победы делать не мог.
И что это за гонки секретных танков, по инициативе самого Кошкина? Кстати, по причине секретности техники, эти танки должны были двигаться ночами! Только ближе к концу героического марша совершались и дневные броски.
Автомобиль на колесах, за танками, по бездорожью? А что, гусеничного транспорта на тракторном заводе в наличии не было? Со взрывом кислородного баллона сплошные непонятки, особенно, когда герои фильма усиленно пререкаются, терпеливо дожидаясь взрыва.
«Куда мы?» — спрашивает Лида Катаева. «На пляж», — отвечает НКВДшник, освобождая ее из бандюганского вагона. И да, вскоре последует неизбежная, хоть и короткая, обнаженка. Лида купается, Петя, невзначай, подглядывает.
Большие претензии к Андрею Мерзликину, как профессионалу в части блудливых диалогов. Вот как он смог произнести, удерживая Лиду Катаеву от участия в пробеге: «Холод, комары, тряска»! Какой холод летом и какие комары в холодное время? Видно, всё смешалось в головах недюжинных сценаристов, и крепко там сидела мысль, что в действительности дело было зимой.
Кошкин, устами Мерзликина, говорит сотруднику НКВД: «Поедете, развеетесь, книгу с собой возьмите, плавки!» Какие плавки в то время, в СССР?! Даже в США разрешение на голый торс для мужчин появилось (и то не повсеместно) только в конце 30-х годов прошлого века.
При всём моем уважении, Мерзликин играет не Кошкина, а самого себя в подобных ролях, которых у него во множестве. Причем под дешевый сценарий. И внешнее сходство с оригиналом плюсов актеру не прибавляет. Скорее наоборот. Так про нас снимают американцы.
Когда создатели фильма трактуют свой продукт как попытку общения с молодежью о создателях танка Т-34 в доступной ей манере, сразу вспоминаются слова из диалога учителя и завуча в фильме «Доживем до понедельника».
Она:
— Им отдаешь себя всю до капли! А они!
Он:
— Что у нас есть, чтоб отдать?.. Вот вопрос…
«Творцы» данной поделки упорно утверждают, что делали современное кино на понятном для молодой аудитории языке, через динамичные приключения и ярких героев.
Да уж лучше никак не делать, чем в таком дурацком виде!
Определили бы сразу жанр фильма как «трэш». Собственно, по сути, так оно и есть. Не приплетали бы Михаила Ильича Кошкина и его сподвижников. Так и был бы довольно сильный фильм для своего жанра. Но есть одна деталь: а на какую блесну тогда ловить зрителя? А так на премьерные показы народ обязательно заявится. Правда, выходя из кинозала плеваться будут во все стороны, но это уже дело третье для дельцов от искусства. Денежки-то от первого сбора уже притекут.
Кстати, сам пробег двух танков «Харьков — Москва — Харьков» стоил Кошкину жизни: Михаил Ильич сильно простудился в пути, и 26 сентября 1940 года его не стало. Казалось бы, стыдно глумиться над таким прискорбным фактом. Но нашим халтурщикам какое до этого дело.
Таким образом, фильм условно можно разделить на три части:
- Вступительная: по-голливудски задорное начало.
- Основная: надуманный ералаш (не путать с чудным детским киножурналом) из лиц, действий и событий, будто бы отображающих эпоху конца 30-х, начала 40-х годов прошлого века.
- Финал: по-советски пафосное и патриотическое завершение данного «кинотворения».
Короче, как в поется в народной песне: «Кому это надо? Никому не надо. Кому это нужно? Никому не нужно».
А еще создателям фильма не помешало бы ознакомиться с басней Сергея Михалкова «Слон живописец».