С киноактерами ситуация обстоит примерно так же, но всё же несколько иначе. Довольно часто случается, что актеры становятся заложниками одного-единственного персонажа, что для одних — путеводная звезда всей кинокарьеры, а для других — «проклятие одной роли».
Начнем с примеров очевидных.
Марк Хэмилл, в фильмографии которого значится на сегодня 272 фильма и сериала, начал свою карьеру еще подростком на телевидении, поэтому к образу легендарного Люка Скайуокера в картине «Звездные войны» подошел с большим багажом ролей в сериалах. Однако на этом карьера 26-летнего исполнителя, фактически, и закончилась.
После окончания первого витка киносериала про «однажды в далекой-далекой галактике…» Хэмилл оказался абсолютно не востребован в Голливуде. Актер, разумеется, пытался абстрагироваться от образа бравого джедая, однако все его попытки зрителем не воспринимались. Особенно те, где актер представал в образе отрицательных персонажей, как в триллере 1990 года «Ночной попутчик». В результате Марк Хэмилл снова вернулся на ТВ, где-либо снимался в эпизодах, либо занимался озвучкой. Второе дыхание к незаслуженно забытому актеру возвратилось вместе с возрождением франшизы «Звездных войн», где он вновь вернулся к роли уже постаревшего Скайуокера в 7 и 8 эпизодах саги.
Ровесник Хэмилла, голливудский актер Роберт Инглунд, тоже не терял времени даром — в его активе более полутора сотен работ в кино и на телевидении, однако многие до сих не узнают его без грима. Слава к Инглунду пришла, по меркам Голливуда, поздно: в 37 лет он прославился благодаря роли инфернального кинозлодея Фредди Крюгера из знаменитой ленты «Кошмар на улице Вязов». Однако, в отличие от Хэмилла, эта «дурная» слава актера вовсе не тяготила. Напротив, схватив «Бога за бороду», Инглунд продолжал бессменно воплощать этот образ на киноэкране, снявшись в общей сложности в шести продолжениях «Кошмара», не считая спин-оффа «Фредди против Джейсона», где ему пришлось схлестнуться в кадре с другим легендарным маньяком из 80-х —
И тут Инглунду остается только позавидовать, ведь того же Джейсона в разных сериях «Пятницы, 13-е» играли семь (!) актеров, чьи имена так и остались в забвении. Инглунд же благодарен судьбе, что свела его с улицей Вязов, и продолжает успешно работать в жанре фильмов ужасов, пускай и без всенародно любимого «красно-зеленого свитерочка в полоску».
Случается, что слава к актерам приходит слишком рано, в корне меняя все их планы на жизнь. Так случилось с юным мальчуганом по имени Кевин, которого родители забыли одного дома под Рождество. Десятилетний Маколей Калкин появился в суперхите «Один дома», не особо рассчитывая на успех, но, что называется, проснулся знаменитым сейчас и навсегда. Учитывая возраст, Калкин успел лишь единожды использовать предоставленный судьбой шанс — через 2 года вышел сиквел, где Кевин спасается от воришек в Нью-Йорке. Впоследствии (а «Один дома» имеет еще три продолжения) актера заменили более юными «аналогами», но без Калкина франшиза сразу затухла.
Еще не успев повзрослеть, актер пытался отойти от образа Кевина, иной раз даже слишком кардинально — уже в 1993 вышел триллер с его участием «Добрый сынок», в котором Калкин сыграл отъявленного «плохиша», но, увы, карьера всё равно не сложилась. Сегодня Маколей практически не снимается, хотя, слава Богу, ему удалось пережить семейные проблемы и справиться со «звездной болезнью».
Его партнеру по фильму «Добрый сынок», американскому актеру Элайдже Вуду, повезло чуть больше. К своей знаковой и самой известной роли в кино — Фродо Бэггинса в трилогии «Властелин колец» — Вуд подошел уже в 20 лет, имея опыт работы в блокбастерах («Столкновение с бездной», «Факультет»). Однако же роль в экранизации Толкина «подставила ему ножку»: сегодня «вечно молодое» личико актера у аудитории прочно ассоциируется с Роковой горой и кольцом. После окончания трилогии он снялся в нескольких десятках фильмов, но из них запомнились только «Хулиганы», «Город грехов» и «Убийства в Оксфорде».
Еще один паренек, которому до сих пор приходится сражаться с «проклятием одной роли» — это, безусловно,
Считается, что премия «Оскар» американской киноакадемии — это путевка в жизнь. Для многих актеров так оно и есть: после получения заветной статуэтки они становятся востребованными в Голливуде как никогда, их гонорары растут в геометрической прогрессии, а именитые режиссеры становятся в очередь, чтобы поработать с ними. Однако ж, не всегда.
Кто помнит актера Тимоти Хаттона, получившего в 1981-м Оскара за лучшую роль второго плана в драме «Обыкновенные люди»? В 1983-м аналогичная судьба постигла яркого характерного актера Луи Госсета младшего — статуэтка за фильм «Офицер и джентльмен» стала наивысшим достижением в его карьере, полной лент жанра экшн («Директор», «Враг мой», «Игрушечные солдатики»). В 1987 году победу в главной категории праздновала актриса Марли Мэтлин — для нее «Дети тишины» навсегда останутся вершиной творчества. Ну и Бог с ним, с Оскаром. Как показывает жизнь, эта, некогда очень респектабельная премия, сейчас не является однозначным мерилом успеха.
Ну и под занавес бегло пробежимся по другим «заложникам» одного образа.
Арнольд Шварценеггер, безусловно, человек-харизма, и рядом с ним меркнут любые таланты. Так случилось с его партнерами по киносериалу «Терминатор»: Линда Хэмилтон, бывшая супруга режиссера Джеймса Кэмерона, навсегда останется в нашей памяти Сарой Коннор, а
Француженка Мишель Мерсье — навсегда Анжелика из множественных экранизаций романов Сержа Голона.
Наталья Гусева (в замужестве Мурашкевич) — бессменная Алиса Селезнева в советской детской фантастике по мотивам книг
Сара Джессика Паркер, хоть и имеет за хрупкими плечами более 60 ролей в кино, вписала свое имя в антологию кинематографа благодаря шести сезонам культового сериала «Секс в большом городе», где она исполнила роль Кэрри Брэдшоу.
Ее российский «аналог», если так вообще можно назвать Викторию Прутковскую, которой не доставало ни стиля, ни манер — это Анастасия Заворотнюк из «Моей прекрасной няни».
По-прежнему тяжело, хотя уже минуло 6 лет с момента выхода последней части «Сумерек», вырваться из образа любвеобильного вампира Роберту Паттинсону, хотя после этого был и «Космополис» Кроненберга, и «Затерянный город Z».
И уже никогда не сможет стать кем-то иным для нашего зрителя Дмитрий Иосифов — вечный «Буратино» советского кинематографа.
Но закончим мы всё-таки на мажорной ноте. Есть, по крайней мере, один человек, чья приверженность одной роли в кинокарьере может не только удивить, но и вызвать уважение. Выпускник Оксфорда, инженер-электрик по образованию,
Эткинсон не только не стесняется своей славы, но активно эксплуатирует свой образ везде, где может, начиная от телевидения, где был в 1990-м запущен одноименный комический сериал (а затем и мультсериал), и заканчивая кинематографом. И даже на открытии Олимпийских игр 2012 года в Лондоне Эткинсон снова был в образе — потому что он гениальный комик, и с этим ничего не поделаешь.