Сочиняем песню - 8. Кто её оценит?

Реклама
Грандмастер

Представим, что ваша песня дописана, записана и вы готовы показать её миру. Наступает один из самых тревожных и волнительных моментов для любого автора. Как примут новую песню? Понравится ли она? И даже если похвалят, как узнать — насколько это искренне? Сердобольной маме, как известно, понравится любое творение любимого чада.

Перейти к седьмой части статьи

Оценка произведения

Конечно, первым делом вы будете апеллировать к мнению ваших ближайших друзей, коллег и знакомых. И хотя любое мнение ценно, желательно, чтобы оно звучало из уст авторитетного (для вас), разбирающегося (в музыке или поэзии) человека и было обоснованным. Потому что одно дело — услышать краткое «нравится — не нравится», а другое — понять что и почему.

Хорошо, если у вас есть такой человек, способный «незамыленным» глазом оценить песню, отметить лучшее и заметить шероховатости и недостатки. Ещё лучше, если этот человек способен излагать своё мнение искренне, но аргументированно, жёстко, но корректно — без опаски, что вы на него обидитесь. Хотите нормальной

Реклама
критики — избавьтесь от излишней обидчивости.

Исключение — дети и подростки. Они чрезвычайно мнительны, поэтому к их творчеству нужно относиться аккуратно и благожелательно, чтобы не убить талант и мечты ребёнка в зародыше.

Взрослый же человек должен уже знать, что мир — не райские кущи. Да, критика может быть болезненной, и да, она поневоле заденет ваше авторское самолюбие. Но выслушать её необходимо. Спустя время обида притупится, и вы сами решите — справедлива критика или нет? И, возможно, исправите какие-то недостатки или отточите свои достоинства. В любом случае человек, которого постоянно хвалят и превозносят, вряд ли будет развиваться.

Реклама

Однако мнения вашего ближайшего круга тоже будет недостаточно для объективной оценки песен. Друзья, родственники и знакомые — всегда лица ангажированные, они неизбежно будут оценивать ваши произведения через призму вашей личности. Помните, как жители Назарета скептически отнеслись к своему земляку Иисусу — мол, какой ты Сын Божий, если мы тебя голозадым дитём помним? Тогда-то Христос и изрёк крылатую фразу: «Нет пророка в своём отечестве»…

Сегодня любой автор имеет возможности выставить своё произведение на глаза широкой публики. Можно публиковать свои песни на YouTube или специальных сайтах, сделать страничку своей рок-группы в социальных сетях, рассылать записи продюсерам и прочим деятелям музыкального бизнеса.

Реклама

Чем больше людей послушают и оценят ваши творения, тем более объективную картину вы получите. Особенно это важно, когда песен накопилось много и вам трудно определить, какая из них имеет задатки хита. Уверен, многие из вас удивятся, обнаружив, что людям нравятся песни, которые вы сами считали проходными. И наоборот.

Впрочем, и из этого рано делать выводы — со временем отношение слушателей тоже может меняться. Помню, как в начале 1990-х нахваливал окружающим первые пластинки АГАТЫ КРИСТИ — «Коварство и Любовь» и «Декаданс», но почти все воротили от них нос. Однако стоило группе добиться успеха с альбомом «Опиум», как тут же стали популярны и её старые работы.

Реклама

Составление альбома

Вместе с наступлением интернет-эпохи и кризисом звуконосителей стал отмирать и формат музыкального альбома. Раньше физический носитель представлял собой самоценную вещь, пластинки имели свою концепцию и оформление. Слушатель автоматически воспринимал альбом как цельное произведение, переслушивал его и имел шанс со временем обратить внимание на те треки, которые не зацепили с первого раза.

Сегодня же объём музыкальной информации так велик и доступен, что на альбом всё чаще смотрят как на простую совокупность песен. Люди всё чаще скачивают отдельные интересующие треки и составляют из них собственные плей-листы. Недаром многие исполнители снова отдают предпочтение формату сингла — то есть выпускают отдельные песни по мере их появления.

Реклама

Тем не менее окончательно альбом, видимо, не отомрёт. Дискография нужна уже только потому, что она систематизирует творчество исполнителя, позволяет критикам оценить его эволюцию и этапы. Ведь каждый блок песен поневоле имеет свой особый саунд и концепцию, которые привязаны к определённому времени, инструментарию, коллективу людей, работавших над записью.

Как расположить песни на строго концептуальном (т.е. объединённым общей идеей) альбоме, понятно. Здесь есть вступление, развитие, кульминация, эпилог — то есть треки следуют некой внутренней логике или сюжету (как, например, на «The Wall» PINK FLOYD).

Реклама
Финальная композиция альбома «The Wall» PINK FLOYD

Но даже на обычном сборнике порядок песен должен отвечать определённым правилам.

Составляя трек-лист, мы должны стремиться удержать внимание слушателя, постоянно подстегивать его желание дослушать весь альбом до конца. Недаром первой в трек-листе зачастую ставят ударную хитовую песню.

Очень важно, чтобы каждая последующая песня чем-то отличалась от предыдущей. Идущие друг за другом медленные лирические баллады (даже гениальные) притупляют свежесть восприятия. Поэтому желательно, чтобы медленная песня сменялась более энергичной, минорная — мажорной, весёлая — грустной, акустическая — электрической, лирическая — юмористической

Реклама
и т. п. Разумеется, не каждый набор песен позволяет соблюсти это разнообразие, но стремиться к этому нужно.

Существуют и специфические сборники — вроде «Антологии творчества», в таких песни обычно выстраиваются в хронологическом порядке.

Подражание

Чтобы сочинять качественные песни, автору просто необходимо слушать как можно больше разнообразной музыки и читать как можно больше стихов — желательно из разряда того, что вошло в классику. Особенно важно это в юности, когда человек «всеяден» и открыт для всего нового. Поверьте, где-то к 30 годам ваш вкус устаканится, а восприятие нового неизбежно притупится.

Не бойтесь подражания — на первых порах оно неизбежно. Ни один будущий классик не рождался сразу оригинальным и гениальным. Какой-нибудь

Реклама
Ленин тоже был маленьким и «бегал в валенках с кудрявой головой». Ориентироваться на лучшие образцы — правильно и полезно. Главное — не воспринимать своих кумиров как непогрешимых полубогов, думая: «Раз у меня не получается, как у БИТЛЗ, то не стоит и продолжать».

В сочинении песен, как и в любом творчестве, обязательно нужна определённая доля наглости и самоуверенности, без неё — никуда (сомнения и самоедство никуда не денутся, если вы, конечно, не психически больной человек). Даже подражая, важно не потерять самого себя — возможно, именно то, что другие воспринимают как странности и шероховатости, с обретением опыта станет вашей неповторимой «фишкой».

Реклама

Так стоит следовать правилам или не стоит?

Необходимость правил

Те, кто любит проповедовать абсолютную свободу во всех сферах жизни, обычно с трудом представляют, что такое эта самая свобода. Стремление к свободе — это обретение новых возможностей, а не разрушение всех правил. Чтобы придать произведению искусства форму и структуру, вы неизбежно (сознательно или подсознательно) будете строить его по определённым канонам. Иначе — получите на выходе только хаос.

Но правила не стоит воспринимать как неизменную железную клетку. Профессионалы с «пуританскими» замашками способны создавать качественные произведения, но вряд ли двинут искусство вперёд. У них уже на подсознательном уровне прописаны те «флажки», за которые нельзя переступать. Новаторами же становятся лишь те, кто нарушает, меняет, дополняет старые правила или создаёт новые.

Реклама

Большая часть экспериментов в искусстве, как и большая часть мутаций в биологии, окажутся нелепыми, неудачными и даже вредными, но без них не будет никакого развития.

При этом нельзя забывать и то, что новое может появиться только на основе старого. Поэтому, если ты умеешь только беспорядочно бить головой по роялю и не в состоянии написать ни одной простой мелодии, ты не новатор, а просто эксцентричный дурак.

Д. Хармс:
«ПИСАТЕЛЬ: Я писатель!
ЧИТАТЕЛЬ: А по-моему, ты г. но!
(Писатель стоит несколько минут, потрясенный этой новой идеей, и падает замертво. Его выносят)».

Реклама