Собственно говоря, началось всё с того, что когда-то в Саратове родился Алексей Петрович Боголюбов. Много лет спустя он стал известным художником, профессором живописи Петербургской академии художеств. И случилось так, что Алексей Петрович уехал жить во Францию, но связи с Россией не потерял.
И вот в 1877 году общественности Саратова стало известно, что Боголюбов намерен после своей смерти оставить коллекцию картин городу, чтобы там был открыт общедоступный музей. И чтобы при этом музее была также устроена бесплатная художественная школа. Ей Боголюбов намеревался оставить свои сбережения, довольно приличные, ведь он был известным живописцем и преподавателем.
Когда стало понятно, что Боголюбов настроен решительно, состоялось заседание Саратовской думы, которая постановила, что музею в городе — быть. Произошло это 11 января 1878 года.
С самого начала Алексей Петрович настаивал на том, чтобы музей назвали в честь Радищева. Во-первых, некогда опальный Радищев являлся уроженцем Саратова; а во-вторых — был отцом матери самого Боголюбова. И хотя имя Радищева не было окончательно, скажем так, реабилитировано, после всяческих размышлений и консультаций с Боголюбовым согласились.
Тем не менее прошло четыре (!) года, прежде чем удалось утрясти проект музея, найти под него место и окончательно решить, что возводить музей станут за счёт городских средств. Это, конечно, дело было недешёвое, но многих успокаивал тот факт, что часть экспозиции уже есть — из личного собрания художника Боголюбова.
Строили музей более двух лет, и его открытие состоялось 29 июня 1885 года.
- Таким образом, Саратов вновь отличился. Он стал первым провинциальным городом с собственным художественным музеем в Российской империи.
Москва и Петербург, как столичные города, можно было не считать, ибо они давно находились на особом положении.
На открытии музея присутствовал и его основатель, приехавший из Франции. Боголюбов, волнуясь, произнёс эмоциональную речь, искренне радуясь свершившемуся. И он снова подтвердил своё желание выделить средства для бесплатной художественной школы при музее.
В первый день работы музея его посетило примерно 2700 человек. Поток приходилось ограничивать, так как здание боголюбовского детища всё равно было не самым большим и за один приём вмещало не более 500 человек.
Известно, что в конце 1885 года (то есть первого года работы музея) на учёте в нём находилось 3979 предметов. Из них 1300 единиц передал в дар лично Алексей Петрович Боголюбов. Остальное приносили в дар жители города и его гости. Среди заурядных предметов регулярно отыскивались ценнейшие вещи.
- Например, рукописи Пушкина; личные вещи Чаадаева, Тургенева, Белинского; кресло Гоголя; предметы древнерусской старины (книги, иконы, кресты) и многое другое.
После революции 1917 года сотрудники Саратовского музея по крупицам собирали и свозили на хранение всё то, что удавалось обнаружить в брошенных и частично разграбленных барских усадьбах.
- Так в Радищевский музей попало несколько немецких ваз ручной работы, часть древнеримской скульптуры, лубочные картинки 1812 года (посвящённые войне с Наполеоном), пара мраморных скульптур, иконы, помпейская фреска I века нашей эры, старинный шлем, несколько бронзовых ваз, картины и этюдные наброски известных художников.
Установлено, что к 1927 году в Радищевском музее имелось примерно 8000 экспонатов.
Экспозиция музея непрестанно увеличивалась и могла бы составить любому столичному музею хорошую конкуренцию. Однако в дело вмешалось высокое музейное руководство, в результате чего часть предметов из экспозиции Саратовского музея была передана в другие подобные заведения. Например, личные вещи Лермонтова отправились в Тарханы (Пензенская область), письма и рукописи Пушкина — в Пушкинский музей. Ну, и так далее.
Тем не менее, по словам бывавших в Радищевском музее, его экспозиция впечатляет. Тем более что она непрестанно пополняется новыми экспонатами, вызывающими живой интерес посетителей. А это самое важное в жизни любого музея.