Как увидеть Рембрандта?

Реклама
Профессионал

Во время холода и мерзостной погоды хочется чего-то красивого, необычного и выбивающегося из привычного круга жизни. Разнообразия требует душа в пору всеобщего увядания. Получить его можно по-разному, но общепринятые меры к «разноображиванию» жизни сводятся к давно знакомому и понятному событию для жизни горожанина. А хочется чего-то из ряда вон выходящего. И такая возможность есть.

Преодолев металлоискатели и суровых охранников, можно оказаться перед кассой, где вам дадут заветный билет в сказку и средневековые мысли. При определенном настрое, ситуацию с охраной можно воспринимать как схватку рыцарей за внимание прекрасной дамы. Дамой выступает искусство. Вечное и доброе. Преодолев все препятствия, вы оказываетесь в сумраке и красоте перед широкой лестницей, ведущей к свету. Свет христианского восприятия мира и вечных вопросов. Свет великолепной живописи, собранной со всего мира, но написанной одной школой. Свет искусства, дарующего как эстетическое наслаждение, так и возможность осознать прошлое. Свет истории во всех ее бликах и красках. Все это Рембрандт и его ученики.

Реклама

Картины мастеров живописи вызывают самые разнообразные ощущения. Два зала картин христианской мысли возвращают в эпоху жизни во Христе, тяжелого быта и восхищающего мужества людей искусства. Людей, которые несмотря на серость и общую необразованность, на зависимость всех от всех, на ограниченность разрешенных тем создавали свет и воплощали чудо творения не божьего, но человеческого. Возможно, они не первые, кто отражал людей столь живо и естественно, и уж наверняка не единственные, кто описывал жизнь своего века через картины евангельского содержания, но глядя на лица, запечатленные на картинах, даже очень далекий от искусства человек понимает, что они были великими творцами. Настолько великими, насколько смертный человек может стать таковым. Настолько неподражаемыми и необычными в сегодняшнем мире, что можно забыть, кто и когда создавал это чудо на холсте.

Реклама

Но главное — нужно все-таки найти в себе силы и отвлечься от того, что видишь. Тогда появляется шанс увидеть за созданным творением целый мир. Мир со своими правилами жизни и восприятием истории. Мир, характеризуемый неприятием чужих мнений и в то же время проповедующий любовь к ближнему. Мир, который дал начало и заложил основы всей европейской цивилизации. Несовпадение исторических фактов с тем, что отображено на картинах, ограничение тем для композиций, единые законы изображения — все это начало нашей эпохи. Все это еще не цензура, но уже система воспитания поколений. Все это еще не законы, но уже позиция силы, еще не указ, но уже претензия на превосходство. Люди своей эпохи, знали ли они, что формируют будущее и определяют его судьбу?

Реклама

До момента обретения истины остается немного. К рубежу каждый подбирается со своими чувствами. Вот пожилая пара подходит к третьему залу в настроении умиротворения и покоя. Вот молодые девчушки, практически раздавленные ощущениями и эмоциями, перед самыми дверями опускаются в кресла, не имея сил прямо сейчас двинуться дальше. Вот иностранные туристы разбредаются по одному из групп, на лицах явное нежелание ощущать столь разнообразные и интимные мысли в коллективе. Вот парень что-то быстро не то записывает, не то зарисовывает в блокнот (фотографировать в зале нельзя). И, наконец, рубеж преодолен, из буйства красок, из приглушенного ощущения величия, из темных картин и светлых чувств вы попадаете в мир графических зарисовок и черно- белого отображения мира.

Реклама

Все та же школа, все те же авторы, и все те же темы, но это их черновики, зарисовки, графика. Это мир черного и белого. Мир, определяющий, кто прав, а кто виноват. Мир, где нужно понять не просто глубину мысли, но и глубину цвета. Только тут понимаешь, что цвет в картинах, виденных ранее, просто недоразумение. Что это упрощение, дабы зритель, привыкший к миру в красках, мог проще воспринять мысли автора. И только здесь автор сказал то, что желал. Да, это не так известно и не так популярно. Об этих работах не написано в общеобразовательных учебниках и популярных книгах. Это не печатают на постерах и календарях, но это та суть жизни, что обычно бывает скрыта вуалью цвета. Это то, что человек видит лишь изредка и не в полном объеме. Это то, что познаешь лишь урывками, а остальное вынужден додумывать. Это вторая сторона жизни и искусство, не менее гениальное творение великих мастеров отображения жизни.

Доступно и очень необычно. Все это можно увидеть в Москве, в музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. До 12 ноября работает выставка, посвященная 400-летию со дня рождения Рембрандта. Только приходить нужно раньше, чтобы не попасть в очередь желающих и успеть насладиться всеми эмоциями. Также не стоит являться в понедельник — это выходной, и приносить средства съемки — все равно запрещено. Удачного культурного переваривания!

Реклама