Новейший этикет: как пользоваться мобильным телефоном?

Реклама

Мобильная связь значительно упростила жизнь, позволив сэкономить огромное количество времени и усилий, и в то же время осложнила её. «Чем же?» — спросите вы. А вот чем…

Вспомните, давно ли вам приходилось сталкиваться с мобильным спамом? А выслушивать чужую приватную беседу в общественном транспорте? Или, отдыхая в лесу, слушать неприятную вам музыку из чьей-то портативной колонки? Знакомы ли вам подобные ситуации? А может быть, вы сами становились их причиной?

Можно было бы обвинить во всём подрастающее поколение, если бы подобным образом вели себя лишь они. Но всё чаще мы видим бабушек и дедушек, выводящих в динамики музыку из своих мобильников на прогулке с внуками, и взрослых, состоявшихся, влиятельных людей, ведущих деловые переговоры по громкой связи в фойе театра…

«Мобильный апокалипсис» привел к тому, что громкие посторонние разговоры чужих людей, холодные спам-звонки телемаркетеров и прочий «мобильный мусор» воспринимаются сегодня достаточно спокойно, а зря… Ведь принимая ситуацию «как она есть», мы как бы соглашаемся с этими непонятно кем установленными «нормами» и не оставляем себе возможности изменить текущее положение дел.

Реклама

В некоторых развитых странах правила этикета при использовании телефонов транслируются обществу мобильными операторами и производителями в виде рекламы. Тем временем, пока до нас данная прекрасная тенденция ещё не добралась, давайте постараемся самостоятельно исправить ситуацию, изучив

Реклама
правила новейшего этикета в отношении мобильной связи и начав им следовать:

1. Не совершайте и не принимайте звонков в общественных местах и транспорте. Если всё же возникла необходимость позвонить или ответить на срочный вызов — отойдите в более уединенное место, говорите вполголоса, кратко и по делу.

2. Выбирайте спокойные и нейтральные рингтоны.

3. Отключите звук нажатия клавиш.

4. Включайте автоответчик, приходя на формальное мероприятие, в кино, театр, музей, галерею, филармонию. Автоответчик в данной ситуации удобнее беззвучного режима, так как звонящие вам люди, вместо того чтобы тратить время на повторные звонки, могут сразу же оставить сообщение.

5. Мобильные контакты ваших друзей и знакомых можно передавать третьим лицам только с согласия первых.

Реклама

6. Приемлемое время звонка — с 8 до 22 часов.

7. Перезванивать на незнакомый пропущенный номер необязательно, а порой и небезопасно.

8. Если ситуация позволяет — предпочтительнее написать сообщение в бесплатный мессенджер, чем звонить, так как зачастую человеку удобнее ответить на сообщение в мессенджере, чем на звонок (исключение — общение с близкими, а также пожилыми людьми).

9. Не оставляйте личный телефон на рабочем месте: звонки, поступающие на него, могут раздражать и отвлекать от работы ваших коллег.

10. Желательно никогда не использовать в работе свой личный номер телефона (иногда сотрудники совершают подобную ошибку, желая сделать максимально удобным контакт с лучшими клиентами; в результате им приходится принимать рабочие звонки по выходным, во время отпуска, а иногда и после увольнения). Подобное поведение размывает границы делового общения.

Реклама

11. Совершая деловой звонок, не нужно спрашивать вашего собеседника, есть ли у него «минутка», «5 минут», или удобно ли ему разговаривать: этим вы только озадачиваете собеседника и отнимаете время (может быть, для того, чтобы решить какой-то определенный вопрос, человек готов отвлечься от текущих важных дел; а обсуждать прочие нюансы у него на данный момент нет возможности). Если у человека нет ни минуты на разговор — он, скорее всего, не ответит на ваш звонок; лучше будьте как можно более лаконичны в изложении сути дела и конкретны в своём вопросе.

12. Если вы сами оказались в ситуации, когда нет времени ответить на звонок — у вас есть два приемлемых варианта:

  • Не отвечать и перезвонить позже. Если вам звонит начальник или кто-либо из вышестоящего руководства, этот вариант более предпочтителен.
    Реклама
  • Ответив, сразу же сообщить собеседнику, что у вас нет возможности говорить (и указать время, в которое вы сможете перезвонить).

Ни в коем случае не нужно отвечать и выслушивать вопрос собеседника только для того, чтобы в ответ сообщить, что вам сейчас неудобно говорить. (Неудобно говорить — так не говорите! Но ответить, выслушать вопрос, чтобы затем оборвать разговор — невежливо.)

13. Использование музыки вместо гудка — достаточно спорно, особенно в деловой среде; а использование гудков-розыгрышей и вовсе непозволительно. Прежде чем установить мелодию вместо гудка, задумайтесь, насколько уместна она будет в том случае, если вам позвонит деловой партнёр, работодатель, соискатель, мама вашего ученика, отец вашей девушки.

Реклама

14. Даже если вы ожидаете важного звонка, невежливо класть телефон на стол (иногда исключением может быть лишь ваше рабочее место, а также шумные заведения).

15. Если звонок прерывается — перезванивает тот, кто звонил.

16. Звонок, продолжающийся после 5 гудков, равно как и повторный звонок после одного ранее не отвеченного звонка, считается навязчивым (если вам не ответили, звонить повторно допустимо по истечению двух часов).

17. Переключаться на вторую линию уместно лишь в том случае, когда входящий со второй линии звонок чрезвычайно важен, и всегда предварительно извинившись перед собеседником.

18. Находясь в компании, постарайтесь не отвлекаться на звонки и сообщения по мобильному, если в этом нет крайней необходимости.

Реклама

19. Используйте надёжный пароль; в случае кражи или утери вашего телефона удаленно заблокируйте его (для этого нужно заранее включить на нём функцию удаленного управления): этим вы убережете не только себя, но и людей из списка ваших контактов от возможных действий злоумышленников.

20. При обнаружении чужого потерянного телефона ни в коем случае не выключайте его. Найдите в списке контактов «мама», «папа», «сестра» и позвоните, чтобы сообщить о находке. Таким образом вы поможете владельцу телефона быстрее его вернуть. Помните: требовать вознаграждение за найденный телефон — незаконно.

21. Разговоры по громкой связи неприемлемы в обществе. Исключение — случаи, когда подобного разговора требует ситуация (например, деловые переговоры в офисе).

Реклама

22. Если вы любите смотреть видео или слушать музыку — в общественных местах всегда используйте наушники; в то же время следите за тем, чтобы вам было слышно всё, что происходит вокруг вас: к вам могут обратиться с просьбой или вопросом, не говоря уже о чрезвычайных ситуациях.

23. Пользоваться портативными динамиками можно только там, где ваша музыка не потревожит других людей, а именно: у себя дома; редко — на пикнике или на даче (но только при условии, что вашу музыку или радио никто кроме вас и вашей компании не слышит). Использование портативных колонок в транспорте и общественных местах — грубое вторжение в чужое личное пространство!

Реклама

В любой непонятной ситуации верное решение подскажет здравый смысл и универсальные принципы вежливости: «не раздражать, не отвлекать, не вовлекать, не навредить».

Общение по мобильному телефону — неотъемлемая часть нашей жизни, и в наших силах сделать так, чтобы это общение было максимально комфортным не только для нас самих, но и для окружающих.

«Нет никакого смысла следовать каким-то правилам поведения, когда все вокруг их нарушают!» — скажете вы и будете неправы. От вас, и только от вас зависит, будете ли вы своим примером транслировать окружающим корректное поведение, или сольётесь с массой, усугубив тем самым и без того непростую ситуацию. Ведь, возможно, именно благодаря вам и вашим усилиям через несколько лет мы будем жить в прекрасном и комфортном мире, в котором люди осознали всю ценность уважения друг к другу!

Реклама