Прием этот широко используется всеми киностудиями. Выгоден он и знаменитостям, поскольку за свое появление в кадре на минуту-две они запрашивают бешеный гонорар. И киностудии соглашаются — на малоизвестных зрителю актерах фильм популярным не станет и не покроет расходы на его съемки.
Особенно активно сейчас развивается культ коротких ролей для знаменитостей на Западе. Достигнув определенной известности, актеры тут не стремятся получить значительную роль, которая «держит» сюжет всего фильма. Разумеется, если фильм заранее не обречен на успех у зрителей в силу каких-то особых причин. Чего ради тогда стараться, если деньги на личном счету в банке уже есть? Зачастую это деньги огромные. Можно дальше жить на прежней своей славе. А чтобы зрители не забывали о твоем существовании, достаточно появляться в эпизодических ролях.
Примеров тут — масса. Вот лишь некоторые, о которых у нас в России знают далеко не все.
Знаменитый американский актер Чак Норрис горячо любим зрителями многих стран. Перечислять фильмы с его участием можно долго. Но в одном из них (комедийный фильм «Вышибалы») он появляется на считанные минуты в роли самого себя. То есть сидит за столом с табличкой, на которой написано «Chuck Norris». Он — судья игры, произносит всего одно слово и поднимает при этом руку с отведенным вверх пальцем. На этом его роль кончается.
До сих пор никто не знает, зачем Чак Норрис согласился на столь мизерную роль и какой гонорар ему за нее заплатили. Сам же фильм большим успехом у зрителей не пользовался и в перечень фильмов с участием Чака Норриса не включается. На вопросы журналистов актер всегда отделывался молчанием.
Крайне загадочным остается и двухминутное появление Стивена Сигала в фильме «Приказано уничтожить». Сюжет был круто основан на захвате самолета террористами. Появление в кадре знаменитого борца с плохими парнями позволило надеяться зрителям на то, что он выполнит свою миссию на пять с плюсом, как это многократно делал во всех своих фильмах. Увы, на экране другой, тоже не менее знаменитый актер
Разочарование зрителей оказалось столь сильно, что средства массовой информации были завалены письмами с претензиями к сценаристам. Хотя, если разобраться по большому счету, претензии должны быть к самому актеру, который этой ролью убил ореол непобедимости своей в схватках с беззаконием. Спрашивается, зачем ему нужна была мизерная роль при его миллионах долларов?
В России тоже некоторые режиссеры и актеры появлялись в кадре на пару-тройку минут. Ну, такое хобби у них было. Скажем, Эльдар Рязанов практически во всех своих фильмах оставлял для себя мини-сценку. Перечислять эти его роли не будем. Самые запомнившиеся — пассажир рядом с пьяным Женей Лукашиным в самолете и начальник вокзала в фильме «Вокзал для двоих».
Другой наш режиссер — Леонид Гадай — тоже любил «мелькнуть» в кадре. Правда, при этом оставаясь неузнаваемым зрителем. Таких фильмов у него несколько. А самый-самый, в котором якобы Гайдая в кадре вообще нет — «Иван Васильевич меняет профессию». Но при этом в титрах фильма Гайдай указан и как актер.
Вспомните. Набережная, режиссер Якин (Михаил Пуговкин), и рядом с ним с большим зонтом стоит мужчина в темных очках. В кадре он ровно 17 секунд. Но это позволило в титрах указать себя не только режиссером, но и актером. Милая такая шутка знаменитого Леонида Гайдая. В рекламе и славе он не нуждался. Тогда зачем ему была эта никчемная роль держателя зонта?