Почему у казака Евсеева отобрали дом? Судьба проклятой станицы

Реклама
Грандмастер

Когда в 1773 году казак станицы Есауловской Ерема Евсеев купил в станице Зимовейской дом под вывоз, он и подумать не мог, что покупка обернется потерей. Дом отобрали да увезли обратно. И не по умыслу лихих людей, а по велению самой императрицы Екатерины II.

А ведь за него деньги немалые уплачены — 24 рубля 50 копеек. Двенадцать пудов хлеба, а уж водки — тридцать ведер! За что же прогневалась императрица? И почему именно этот дом заинтересовал Екатерину?

Дело в том, что злополучную покупку Евсеев совершил у некой Софьи, матери трех детей и жены Емельяна Пугачева.

Об этой стороне пугачевского бунта говорили мало, между тем у императрицы был личный повод ненавидеть самозванца. Объявив себя Петром III, Пугачев стал всем рассказывать, что он и есть законный супруг царицы. Он повсюду клеймил Екатерину за неверность, а ушедшее за разбойником духовенство поминало ее имя рядом с именем преступника во время своих служб.

Ротмистр Афанасий Болдырев по поручению правительства нашел законную жену Пугачева — Софью Дмитриеву, дочь донского

Реклама
казака Недюжина. Отыскалась она в станице Зимовейской, в которой прежде жила со своим супругом. Тридцатидвухлетняя женщина ходила по домам вместе с тремя детьми: десятилетним Трофимом, шестилетней Аграфеной и трехлетней Христиной. К этому времени она уже продала свой дом.

Реклама

По поручению Екатерины семью вывезли в Казань вместе с братом Пугачева Дементием Ивановым, служилым казаком 2 армии. В Казани их содержали под присмотром, на приличной квартире, обеспечивая хорошим питанием. Возможно, императрица проявила женскую солидарность, понимая, что задержанная — несчастная жена плохого мужа.

Во время допроса, учиненного Софье по прибытии в Казань, выяснилось, что их брак длится десять лет, что вначале жили справно, своим домом. Супруг служил в казачестве, но за несколько последних лет истратился, был заключен под стражу, откуда бежал. Она поведала, что весной этого года он тайно, ночью, приходил домой. Софья пустила, но донесла станичному начальству. По ее доносу его взяли, набили колодки, но ему опять удалось уйти. С тех пор она его не видела.

Реклама

В январе 1774 года войсковой атаман Семен Сулин получил указ из Петербурга. Из него следовало, что дом самозванца, в каком бы он ни был состоянии, надо прилюдно сжечь, а пепел развеять. Проклятое место, на котором он находился, оградить столбами и рвом окопать, запрещая кому бы то ни было селиться на земле, оскверненной злодеем.

Что оставалось делать атаману, дом-то уже вывезен Еремой Евсеевым. В короткий срок отобрали злополучную покупку, восстановили на прежнем месте, а потом сожгли по указу из Петербурга. Этот указ так подействовал на казаков, что после экзекуции, совершенной над домом, они просили атамана передать императрице просьбу перенести их станицу подальше от проклятого места. Станицу не перенесли, а лишь переименовали в Потемкинскую.

Реклама

Сегодня станица носит имя Пугачевской. Правда, находится она на другом месте — ее перенесли на 25 км от Дона в степь. На месте, где когда-то родился и жил Пугачев, сейчас вода. Цимлянское водохранилище скрыло родину бунтаря.

Местные жители гордятся, что станица Пугачевская-Потемкинская-Зимовейская стала родиной трех бунтарей.

За сто лет до Пугачева там родился Степан Разин, а через сто лет после Пугачева — Василий Генералов, народоволец из группы Александра Ульянова. Он участвовал в подготовке покушения на Александра III. Арестован на Невском проспекте в момент террористического акта. Казнен в Шлиссельбургской крепости.

Реклама