В те времена Австрия владела Италией. Вспомните — «Овод», Гарибальди, освободивший Италию от австрийского ига… В 1848 году Венеция восстала против австрийского владычества и объявила о создании Венецианской республики Святого Марка.
Как известно, Венеция расположена в лагуне. В те времена она была очень маленькой, находилась на островах и с континентом ее соединял только один мост.
Сразу после того, как австрийцы узнали о бунте на территории Италии, они собрали войска под командованием маршала Йозефа Радецкого и блокировали восставших. Силы были совершенно неравными — но взять город австрийцам никак не удавалось. Попытки австрийского десанта итальянские инсургенты отбивали огнем из ружей и пушек, мост был подорван. Свобода пьянила головы восставшим и заставляла население терпеть невзгоды осады: обстрелы окраин города артиллерией австрийцев, голод и возникшую из-за скученности населения эпидемию холеры.
Шло время. Взять Венецию никак не удавалось — острова в лагуне были слишком далеко от берега и из существовавшей тогда артиллерии удавалось обстреливать только окраины города.
Однако 20−21 августа австрийцы начали бомбить центр Венеции с монгольфьеров. Лейтенант артиллерии Франц фон Ухатиус придумал устройство для «бомбирования». Это был монгольфьер с жаровней, к которому подвешивалась бомба, привязанная к шару специально подобранной веревкой.
Когда дул ветер на Венецию, бомбы привязывали веревкой, проходящей над жаровней и выпускали монгольфьеры в полет. Те поднимались в воздух, долетали с попутным ветром до города — и там веревка перегорала, бомба падала в центр города и взрывалась. Всего два дня бомбардировок — и город сдался на милость победителю.
Прошло время, наступил XX век. В 1911 году во время итало-турецкой войны в Ливии итальянец, лейтенант Гавотти, сбросил на позиции турок 4 бомбы, каждая весом по 1,5 кг.
Все войны XX века, помимо прочего, были еще и испытательным полигоном для новых вооружений. Полигоном, на котором неудачные образцы просто уничтожались противником. И то, что в мирное время казалось ненужным и дорогим, вдруг оказывалось очень полезным.
На Первой мировой войне были созданы различные виды оружия, среди которых были и бомбы. Самолеты за время той войны изменились очень сильно. В начале войны воздушные бои походили на ковбойские поединки, когда пилоты, пролетая мимо самолета врага, палили из пистолетов, а потратив все патроны — разлетались.
Иногда самолетам давали задание на бомбардирование врага. Прямо в кабину на колени летчика подавали бомбу, летчик должен был, пролетая над целью, одной рукой эту бомбу поднять, активировать и выбросить из кабины, пока не взорвалась. Вес бомбы был несколько фунтов — иначе одной рукой не поднять. Часто использовались пехотные гранаты.
Еще при бомбардировании летчику иногда давали т.н. флешетты (у нас их попросту «стрелками» называли). Вначале стрелки помещали просто в мешок, подвешенный в кабине к борту. Летишь над пехотой или кавалерией, зачерпнул за хвостики из мешка несколько, кинул за борт, они в полете сориентировались острием вниз, оперением вверх — и, пролетев пару сот метров, набрали скорость, достаточную, чтобы пробить человека. При попадании они начали убивать.
Немцы в начале войны активно использовали это французское изобретение, причем на стрелках с чисто немецким юмором писали на французском языке: «Флешетта — изобретена французами, используют немцы». Их уже сбрасывали не «жменькой» по несколько штук из мешка в кабине, а снизу к самолету прикреплялись кассеты, авиатор дергал за рычаг, содержимое кассеты высыпалось вниз.
Кроме флешетт использовали «авиационные пули» — шарики свинца. Они, упав с высоты полкилометра-километр, набирали скорость пули и при попадании ранили и убивали. Дернул рычаг, открылась кассета — и на колонну врага начал падать свинцовый дождь…
Однако вскоре «аэропланы вообще» разделились на несколько видов самолетов, появились истребители и бомбардировщики. Бомбы в бомбардировщиках крепились в бомболюке или снизу, и сбрасывали их, дергая за рычаг бомбосбрасывателя. Бомбардировщик «Илья Муромец» нес несколько сот килограммов бомб — от 300 кг до полутора тонн, в зависимости от модификации самолета. И вес каждой бомбы измеряли уже не в фунтах, а пудами.
Для бомбардировки немецкой морской базы в Либаве к самолету «Илья Муромец» подвешивали особо крупную бомбу весом 640 кг! Для вызывания пожаров группа ученых под руководством профессора Жуковского разработала зажигательную бомбу весом в 200 кг. Жестяной корпус со стабилизаторами заполнен паклей с нефтью и бензином. Ударный взрыватель, срабатывающий при ударе о землю и воспламеняющий содержимой бомбы. Не напалм — но очаг пожара обеспечен.
Уже в конце Первой мировой бомбометание было приведено к стандарту военного дела: прицелы для бомбометания, сбрасывание рычагом бомбосбрасывателя. Бомбы были уже зажигательные и фугасные.
Но впереди был почти весь XX век. Век, развития прогресса и век изобретения самых ужасных бомб, сметающих целые города…
Чем бомбили с воздуха? От Первой мировой до наших дней
Каковы были самые страшные бомбардировки XX века?