Прежде всего воображение рисует бессмертного Врубелевского «Демона сидящего». Он покоряет людей, живущих уже в ХХI веке, своей физической и духовной красотой. Как будто закованный в тело дух хочет вырваться на свободу… И некоторая тоска во взгляде, а на щеке — жемчужная слеза.
Михаил Александрович Врубель в конце 1890 года создает цикл иллюстраций к поэме
Как прекрасна и пленительна эта акварель! Тамара и Демон словно слились в одном дыхании, и нет такой силы, которая смогла бы разлучить их. Как по-настоящему дорог каждый миг и мгновение неземного счастья, как дорога подлинная любовь! И хочется часами стоять у картины, не отрываясь, и верить, что молодость не проходит наперекор смерти и страданиям!
Но с каким большим разочарованием узнаешь, что Врубель не был популярен среди коллег по цеху. Самобытный талант сегодня
Однако, несмотря на все испытания судьбы, живопись М. Врубеля пережила свой большой расцвет, и связано это с его женой — Надеждой Ивановной Забела-Врубель. Благодаря ей состоялось знакомство великого живописца со знаменитым русским композитором Римским-Корсаковым. В частности, Врубель пишет картину «Царевна Лебедь». Это был сценический образ его жены, и на картине отражен блестящий момент перевоплощения белоснежной птицы в пленительную красавицу. Пятилетие после их свадьбы считается самым плодотворным и благополучным периодом жизни художника.
Врубеля можно назвать основателем кристаллической живописи. Он очень любил наблюдать игру драгоценных камней, рождавших неповторимое переливание красок, которые он потом использовал в своих картинах. Михаил Александрович с удовольствием посещал для этих целей ювелирные лавки.
В последние годы жизни живопись Врубеля становилась все более таинственной. Так, например, он пишет картину «Шестикрылый серафим (Азраил)». В этом произведении живописец показывает неотвратимое, грозное и ослепительно сияющее видение. Картина моментально получила название «Ангел смерти».
Последние четыре года художник провел в психиатрической лечебнице.