Вот что писал о сюжете картины художник и историк искусства Франсуа-Эмиль Мишель:
«Правая рука Изабеллы лежит на правой руке мужа, ее лицо обращено к зрителю, ее поза естественна. Ее проницательный взгляд светится счастьем, а в слегка шаловливом выражении глаз можно прочитать гордость за победу над сердцем великого художника, который выбрал ее как спутницу жизни. Лицо Рубенса безмятежно, он уверен в будущем и полон радостного ощущения, что он любим».
Реклама
И далее:
«Вокруг них все улыбается, и кажется, что природа в праздничном настроении разделяет чувства, которые наполняют их сердца. Картина, замечательная как своими качествами, так и датой ее создания, скорее всего была написана весной после свадьбы (бракосочетание состоялось 3 октября 1609 года): перед жимолостью, на фоне которой расположены высвеченные фигуры, располагаются свежие цветы, здесь и там в зеленой траве пучки папоротника и только что распустившиеся фиалки.
Живопись, чистая и бесхитростная, в каждой детали гармонирует с характером сцены: это и утонченная тональность, и свободные и нежные штрихи, — всем этим художник показывает душевное удовлетворение, которое он чувствовал с ранних дней их счастливого союза.»
Франсуа-Эмиль Мишель отметил, что на руках Изабеллы — браслеты из полудрагоценных камней, которые, вероятно, Рубенс привез из Италии. Это только догадка: трудно предположить, что холостяк везет какие-то подарки будущей жене, о которой он еще ничего не знает. Возможно, что авторство браслетов принадлежит Рубенсу (заметим, что впоследствии такие браслеты на его картинах украшали Венеру).
К этому можно добавить, что Рубенс выглядит как бы отстраненным от того, что происходит вокруг, он погружен в себя. О чем может думать молодой муж? Естественно, о будущем. Мало того, он уже видит себя богатым и знаменитым.
Деталь из богатого будущего великого художника — воротник «мельничный жернов» у платья Изабеллы. В те времена существовали писаные правила ношения одежды: простолюдины — одно, дворяне — другое, высшая знать — третье. Рубенс во время написания портрета не был дворянином. Мало того, он еще не был заметно богат, хотя нужда уже не преследовала его.
Еще одна деталь из будущего художника — шпага. В те времена шпага была привилегией дворян, а дворянское звание было пожаловано Рубенсу только в 1624 году:
«Мадрид, 5 июня 1624 г. [франц.] Филипп, милостью Божией Король Кастилии, Леона, Арагона, обеих Сицилий, взяв в рассуждение вышесказанное и учитывая славу, заслуженную и достигнутую просителем благодаря совершенству и редкостному умению в искусстве живописи, а также его познания в истории и языках и иные его прекрасные дарования и качества, делающие его достойным нашей королевской милости, исходя из нашего твердого знания, верховной власти и особой милости, настоящей грамотой навеки даруем и передаем указанному просителю Пьеру Полю Рубенсу, его детям и потомкам мужского и женского пола, рожденным в законном браке, дворянский титул и звание».
Реклама
И там же Франсуа-Эмиль Мишель пишет:
«Рубенсу открылась новая жизнь: любовь и преданность верного спутника хранила его, пока она была жива. В этой новой жизни была безмятежность, необходимая для создания блестящих полотен, которые прославили его имя».
Автопортрет с Изабеллой Брант как бы обозначил устремления художника: высокое общественное положение и богатство. И сделано это было всего двумя деталями на картине: воротником «мельничный жернов» и эфесом шпаги.