Сегодня известно 140 его картин, из них только 13 датированы. Вот, пожалуй, все более или менее значительные сведения о жизни художника. Одна из его картин — «Игроки в карты».
Сюжет картины описывает действие, происходящее в богатом доме: на второй этаж ведет широкая лестница, под потолком — люстра. За столом, покрытым бархатной скатертью, сидят мужчина и женщина с картами в руках (судя по одежде, она — хозяйка, он — гость). На втором плане — стена, открытая небольшая дверь. Над дверью видна коротенькая балюстрада — как продолжение лестницы, колонна с каким-то неясным рельефом и закрытая росписью стена. На фреске просматриваются фигуры купальщиц. За спиной гостя — ниша (что в ней — совершенно неясно, очень может быть, что там — кровать). Над нишей — большая картина в резной золоченой раме.
Казалось бы, обычная сценка: в богатом доме развлекаются игрой в карты два человека. День солнечный, но дома нежарко: у дамы под ногами ящик с углями для подогрева ног. И офицер еще не согрелся с улицы — сидит в полной форме. Правда, кираса уже в стороне, рядом с барабаном и знаменем.
Она — небедная женщина, скорее всего — вдова (не исключено, что ее муж еще жив, но уехал, уплыл в дальние страны либо по военным делам, либо по торговым). Он — бравый военный, знаменосец (скорее всего — какого-то отряда гражданской гвардии, и возвратился он с какого-то торжества, явно не со службы). Игра — как игра: в руках — карты, на столе — грифельная доска с мелком. Молодой человек — не то слуга, не то адъютант офицера — приготовил для дамы трубку.
Очевидно, они — старые знакомые, и играют не первый раз (надо думать, и не последний). Так во что играют эти двое? На деньги? Под запись? И что, вот так приспичило среди бела дня что-то выиграть? Не верится! Есть другая причина для игры, скрытая от первого взгляда: это своеобразное любовное свидание. И игра — на раздевание. То есть по форме — это игра в карты, по сути — игра любовная.
Художник показал самое начало. И кажется, что офицер намеренно начал проигрывать (поэтому и кираса на полу). Правда, он изображает крайнее расстройство: на полу — разбитая трубка и брошенные карты. Но вот-вот он пустит в ход свою главную карту (у него в правой руке туз) — и дама снимет какую-нибудь часть своего наряда.
Скорее всего, проигрыш не будет стопроцентным, дама не обнажится — прохладно. Возможно, они уже договорились, до какой степени обнажения они дойдут.
О безгрешности замысла игроков говорить не приходится — художник поместил на полотно симпатичного песика (помесь болонки и пуделя). Маленький песик — маленький грешок. И если это предположение верно, то дама никому не изменяет, она свободна. Что касается мужчины — он всегда безгрешен.
Игра продолжается…
Что еще почитать по теме?
Габриэль Метсю, «Завтрак». Как надо есть устриц?
Габриэль Метсю, «Женщина читает письмо». От кого?
Габриэль Метсю, «Кухарка». Что она приготовила сегодня?