Габриэль Метсю, «Завтрак». Как надо есть устриц?

Реклама
Грандмастер

«Открывать устрицу вы будете с узкого конца острым ножом. Прижмете устрицу полотенцем и перережете ей мышцу-держатель. После этого вы моментально съедаете мякоть, выковыривая ее маленьким двузубцем от ножки моллюска в узком углу в сторону широкого угла. Оросите мякоть соком свежего лимона», — Лаура Ли, «Ода устрицам».

Картина Габриэля Метсю «Завтрак». Действующие лица — он, она, собачка и устрицы на блюде. Она держит в правой руке нож, в левой — открытую устричную раковину. Она сосредоточена, как будто сдает какой-то очень важный экзамен. Он стоит рядом, левой рукой приподнимает край блюда с устрицами.

На великолепном столе (мощная столешница, под стать ей точеные ножки, резьба) лежит не менее великолепная красная скатерть, которую сдвинули, чтобы освободить место. Рядом с блюдом — затейливый стеклянный кувшинчик с жидкостью (скорее всего — уксус). Стол украшает огромный рог: у него искусная подставка с множеством фигур.

У собачки расстроенный вид и недовольная поза: на нее никто не обращает внимания, к тому же этот запах устриц… Хочется удрать, но оставить хозяйку она не решается…

Реклама

Кто эти люди? Чем они связаны? Зачем нужен такой урок (как бы не вызывает сомнений, что это — урок)? Безусловно, можно принять точку зрения искусствоведов: у картины избитый сюжет, художник написал ее покрасивее, пороскошнее, чтобы можно было легче продать. И незачем искать какой-то тайный смысл, какую-то идею. А с другой стороны, не исключено, что подобное событие автор видел и запомнил.

Видимо, красиво одетая девушка (точнее, роскошно одетая) еще не привыкла к своему положению: она держится очень напряженно, пытаясь сделать то, чему ее учит ее спутник. Очень может быть, что она — бедная родственница, а молодой человек приставлен к ней главой семейства для обучения хорошим манерам. Ей предстоит участвовать в застольях (вероятно, и не только семейных), она не должна уронить честь дома.

Реклама

Но что-то не вяжется это предположение с правой рукой молодого человека: она как бы лежит на плечах девушки. А что, если это — обычная сценка соблазнения? И даже не соблазнения — попытки пробудить в девице желание (считается, что устрицы как раз и влияют на вот это).

Как бы он пришел к ней, она отнеслась к визиту более чем прохладно. Они поговорили, выяснилось, что она еще не завтракала. Тогда он заказал кухарке блюдо, способное растопить лед нежелания (кухарки нигде нет, но кто-то же приготовил устрицы!). И девица пытается есть, но это дается ей с большим усилием. И что он? Ждет, когда она все это проглотит, подбадривая девицу поглаживанием плеч.

А сколько нужно устриц, чтобы все задуманное состоялось? На блюде их четыре. Раковин нигде не видно. Значит, завтрак только начался. Хватит или нет для получения желаемого?

Реклама

Ну, и как же все-таки есть устриц? Скажем, на картине они лежат уже раскрытые. Если они с двумя створками, если они закрыты полностью, следует загнать нож между створками и разрезать стягивающий их мускул «с острого конца острым ножом». А уже затем подрезать связку тела устрицы со створкой. Уксус используют для улучшения запаха и вкуса (сегодня вместо уксуса — лимонный сок).

Следуя советам Лауры Ли, им надо было бы устрицы запить белым вином. Но поскольку назначение завтрака (предположительно) — не еда как таковая, то герои Габриэля Метсю решили обойтись без вина.

Урок только начался. Что-то будет в конце…

Реклама