Наигравшись в поп-музыку, Смит решил вернуться к депрессивному стилю
«Lullaby» (1989)
Первый сингл с «Disintegration» — «Lullaby» («Колыбельная») — несмотря на название, оказался настоящей детской страшилкой. Впрочем, почему же «несмотря»? Достаточно вспомнить нашу колыбельную про серого волчка, который придёт и «ухватит за бочок». А вот образчик английской «баюльной» песенки викторианской эпохи:
Баюшки, на ели мальчик засыпает,
А подует ветер — люльку раскачает,Реклама
Ветка обломилась, полетела колыбель —
Падает и люлька, и дитя, и ель.
(пер. О. Седаковой)
По воспоминаниям Смита, похожие колыбельные пел ему в детстве отец.
Р. Смит:
«Он всегда придумывал их сам, и у них всегда был плохой конец. Что-нибудь вроде: спи, малыш, спи или ты больше никогда не проснёшься».
По другой версии того же Смита, главным источником страшных историй в детстве был его дядя. Родителям не очень нравилось, что тот рассказывает такое детям, а вот Роберт и его младшая сестра были в восторге. Да и сам лидер THE CURE утверждал, что сочинил свою «Lullaby» специально для своих племянников и племянниц.
Началось всё с того, что однажды утром Смит проснулся с уже готовой строчкой:
На сахарно-полосатых ногах приходит человек-паук —
Просачиваясь через тень вечернего солнца…
Важно отметить, что здесь человек-паук мыслится как монстр, а вовсе не супергерой из комиксов про Спайдермена.
На эту песню Тим Поуп снял, наверное, один из самых своих впечатляющих клипов (говорят, под сильным влиянием киноужастика Дэвида Линча «Голова-ластик» 1977 года). На видео Смит сыграл сразу две противоположные роли — чудовищного паука и его жертву, оплетённую в кровати паутиной. Остальные музыканты выступили в роли некого оркестра оловянных солдатиков — вполне в духе «хоррора».
Поначалу планировалось, что по Смиту будет ползать ещё и настоящий паучище. Но певец выразил категорический протест — даже стоящий рядом ассистент с противоядием наготове его не убедил.
Р. Смит:
«Тим Поуп пытался убедить меня залезть в постель с пауками. Я отказался, и он подумал, что я козёл. Тим находил, что они прелестны, и хватал их за ноги».
Дело в том, что пауки были одной из самых сильных фобий и без того впечатлительного Роберта. Ещё в детстве ему казалось, что эти твари каждую ночь заползают к нему в кровать. А когда во время гастролей Смит воочию увидел в номере бразильской гостиницы огромного мохнатоногого гостя, то не мог уснуть всю ночь.
Т. Поуп о видео «Lullaby»:
Реклама
"На поверхности всё выглядит глупо и смешно, но в глубине песни скрыты все навязчивые идеи и клаустрофобия Смита".
Видео к «Lullaby» выиграло премию Brit Awards, а сингл занял в британских чартах 5-е место (тем самым став самым успешным синглом THE CURE на их родине). Правда, сам Смит выразил своё отношение к успеху в привычной манере:
«На альбоме это самая слабая вещь, по-моему. Это самый продаваемый сингл из всех наших синглов, так что это еще раз доказывает, что я ничего в этом не смыслю».
Реклама
А вот в США выпускать «Lullaby» почему-то отказались и вместо неё издали первым синглом другой трек альбома — «Fascination Street».
«Lovesong» (1989)
13 августа 1988 года в жизни Роберта Смита произошло знаменательное событие — он вступил в брак с Мэри Пул. Да-да, той самой, которой он уже посвящал свою песню «Just Like Heaven». Вообще-то, эта парочка встречалась уже давно — практически с 14-летнего возраста, и заводить детей осознанно не хотела.
Р. Смит:
«Это ничего не изменило в наших отношениях, мы поженились для того, чтобы собрать всю семью и пережить вместе с горничной день, полный переживаний! Мы хотели проверить, что это не изменит ничего между нами. Это сущий романтизм!»
Своеобразным свадебным подарком для Мэри стала песня с бесхитростным названием «Lovesong» (как шутил сам Смит, «дёшево и от души»). Наверное, за всю свою жизнь лидер THE CURE не написал более прямолинейного и открытого текста — безо всяких метафор, подтекстов и аллегорий.
По словам автора, столь откровенное выражение чувств в творчестве далось ему очень нелегко. Текст был вдохновлён постоянными гастролями группы, и Роберт хотел уверить свою невесту в том, что
Как бы далеко я не был,
я всегда буду любить тебя.
Как бы долго я там ни оставался,
Я всегда буду любить тебя.
Каких бы слов я ни говорил,
Я всегда буду любить тебя…
Р. Смит:
«Я подарил Мэри кассету с этой песней на нашу свадьбу. Она ушла в свою комнату, чтобы послушать, а потом чуть не удушила меня поцелуями. Это самая честная и правдивая песня из всех, что я когда-либо пел».
Красивая и романтичная «Lovesong» всегда входила в мой личный топ любимейших композиций группы. А вот клип к песне вышел на удивление неудачным. Впоследствии Смит пожалел о том, что попросил Поупа сделать видео без привычной иронии. В итоге съёмки в интерьерах «сказочной» карстовой пещеры выглядели скорее мрачно и уныло, нежели романтично.
Правда, это не помешало «Lovesong» стать самым успешным синглом THE CURE в США — до вершины топа он не дотянул всего одну позицию. Как обычно, отношение к этому было у Смита противоречивым. Вот два отрывка из его интервью.
«Должен заметить, что я немного расстроился, что песня застыла на второй позиции, ведь мне так и не удалось увидеть, что бы я делал, если бы она поднялась на первое место!»
Реклама
«Думаю, что это вообще слабейшая песня на диске. Но она каким-то образом оказалась на втором месте в чарте американских синглов. Выше были только кто-то типа Джанет Джексон. И я терзал себя мыслями типа: „Из всех песен, которые я написал, только такое наверх и пробивается“. Я был разочарован.
В тот момент я понял, что, несмотря на все мои усилия, мы стали тем, чего я бы для группы не желал: рок-командой, собирающей стадионы (смеется)».
Кстати, лично мне гораздо больше нравится не оригинал «Lovesong», а ремикс, который группа включила в свой сборник «Mixed Up». Он более длинный и, по-моему, более полно раскрывает все прелести композиции.
Как понимаете, каверов на песню было записано великое множество. Одним из самых успешных стала регги-образная версия группы 311, записанная для к-ф «50 First Dates» (в нашем прокате «50 первых поцелуев»).
А в 2011 году свой вариант «Lovesong» включила в свой альбом певица Адель.
Адель:
«Моим первым посещённым концертом был концерт CURE в Файнсбэри-парке, на который меня взяла мама, поскольку она была большой поклонницей этой группы».
«Pictures Of You» (1990)
С Мэри Пул во многом связана история песни — последнего сингла с альбома «Disintegration» — «Pictures Of You» («Фотографии с тобой»). Началось всё с неисправного обогревателя, из-за которого в доме Смита произошёл пожар. Первым делом Роберт бросился спасать наброски своих песен.
Р. Смит:
«Пожарные нас хотели прогнать… Они говорили: „Ваша жизнь гораздо важнее текстов“. На что я отвечал: „Да что вы знаете?!“ Они были единственной незаменимой вещью».
В огне чудом уцелел бумажник Смита с двумя слегка обгоревшими фото Мэри — одними из самых первых, где они запечатлены вместе. Находка произвела целительный эффект — разглядывая фотографии, Роберт и думать забыл о пожаре.
Интересно, что одну из тех самых спасённых фотографий мы можем увидеть на обложке сингла «Pictures Of You». Причём в данном качестве она использовалась не впервые: ещё в 1981-м фото украсило конверт другого сингла — «Charlotte Sometimes» — правда, там изображение было сильно размыто и искажено.
По другой версии, «Pictures Of You» была написана после прочтения книги «Тёмное прошлое ритуальных картин», под впечатлением которой лидер THE CURE решил уничтожить часть своих старых фото (о чём потом сильно жалел).
Я так долго смотрел на эти фотографии с тобой,
что почти поверил что они реальны.
Я так долго жил с моими фотографиями с тобой,
что я почти поверил, что фотографии — это всё, что я могу почувствовать…
Сингл вышел в марте 1990 года и занял в Британии 24-е место. Клип на песню сняли в заснеженных шотландских горах, куда для смеху притянули кадки с пальмами. Несмотря на адский холод, все были пьяны и веселы, поэтому Смит вспоминал эти съёмки с несвойственным удовольствием.
Несмотря на упадническое настроение, «Disintegration» стал одним из самых успешных и классических альбомов в истории группы. Казалось, что он станет и последним — по крайней мере, Смит не раз на это намекал.
Р. Смит:
«Я, по крайней мере, был бы удивлен, если бы нам удалось записать еще что-то. Сегодня я чувствую себя свободным от обязанностей перед коллегами, обществом. Моя единственная проблема — опустошенность, внутренний распад мыслей, эмоций. Я будто бы испарился, как тот чайник, который забыли снять с огня».Реклама
Как бы не так… Но об этом — в заключительной статье цикла.