Прежде чем приступить к записи, они уволили басиста Майка Демпси, заменив его
Впрочем, синтезатора музыкантам показалось мало, и продюсер Майк Хеджес применил целый арсенал спецэффектов. После того как записанные партии прошли обработку всяческими «фленджерами» и «хорусами», их стало практически не узнать. Вокал и гитара Смита отодвинулись на второй план, а на первый выдвинулась ритм-секция. «Размытый», «потусторонний» саунд сразу погружал слушателя в мистически-депрессивную атмосферу «Seventeen Seconds».
«A Forest» (1980)
Самой яркой песней альбома, которую Смит называл «архетипичной» для THE CURE, стала «A Forest» («Лес»). Недаром только на её сведение у группы ушёл целый студийный день (учитывая, что на весь альбом им была отведена всего лишь неделя).
Жутковатая клаустрофобическая композиция повествовала о человеке, который увидел в сплетении ветвей девушку, услышал её зов, ринулся за этим призраком в лес и, конечно же, заблудился. О мотивах, вдохновивших такой сюжет, Смит рассказывал по-разному. То намекал, что похожий случай произошёл с ним в детстве, то заявлял, что никакой подоплеки здесь нет и песня «просто про лес».
Лидер THE CURE сразу понял, что именно эту песню надо выпускать
Р. Смит:
«На что я сказал: „Но песня звучит так, как звучит. Этот саунд из моей головы. И мне не особо важно, насколько он радиоформатен“. Он иногда думал, что я специально тормозил группу в шаге от успеха, но это было не так. Одна из причин, по которой люди ценят нашу группу, — это то, что они никогда не подозревают, что мы выкинем дальше. Если бы мы были предсказуемы, мы бы так долго не протянули».
Единственное отличие сингла «A Forest» от альбомной версии заключалось в его длине — для виниловой сорокапятки песню сократили на минуту. Сингл вышел в апреле 1980 года и был высоко оценен как критиками, так и слушателями. Благодаря «A Forest», THE CURE, наконец-то, удалось пробиться в британский ТОП-40, где песня заняла 31-е место.
Не секрет, что о многих своих ранних хитах Роберт Смит вспоминал с некоторым пренебрежением — «тупые, глупые, наивные». Однако мнения о «A Forest» он так и не изменил. Песня стала лидером по количеству «живых» исполнений — THE CURE исполнила её около тысячи раз!
С ней был связан и один забавный инцидент, произошедший в 1981 году на одном бельгийском фестивале. THE CURE играли перед Робертом Палмером, и менеджеры певца начали торопить группу закончить выступление. Смит открыто объявил публике, что их гонят со сцены, и в отместку сыграл напоследок 9-минутную версию «A Forest», во время которой Гэллап громко посылал Палмера в одно неприличное место.
Кроме бесчисленных концертных версий песни, существует и несколько студийных — от «танцевальной» (для сборника «Mixed Up» 1990 г.) до выполненной в стиле драм-энд-бэйс (для сборника «Join The Dots» 2004 г.). На последней версии сыграл Эрл Слик — один из любимых гитаристов Смита.
А вот отечественные меломаны отметили сходство басового риффа «A Forest» с риффом из песни КИНО «Мы все сошли с ума» (
«The Hanging Garden» (1982)
«Seventeen Seconds» стал первой (и, по моему мнению, лучшей) частью т.н. «трилогии отчаяния», куда также относят альбомы «Faith» (1981) и «Pornography» (1982). Чем дальше музыканты погружались в мрачную атмосферу готического рока, тем более монотонными и депрессивными становились их песни.
Зато именно в это время у THE CURE формируется круг постоянных поклонников, быстро переведших рок-группу в статус «культовой». Безотрадное подавленное настроение исполняемой музыки со временем стало отражаться на самих музыкантах. Смит признавался, что в то время нередко покидал сцену со слезами на глазах.
Суицидальное мизантропическое мировоззрение Смита достигло апогея на альбоме «Pornography», который начинается строчкой «Неважно, если все мы умрём». Если «Faith» был по большей части заунывен, то в «Порнографии» было больше отвращения и агрессии.
Когда рекорд-лейбл услышал материал альбома, то схватился за голову — было непонятно, что из этого «мрачняка» выпускать синглом. Лучшим вариантом показалась песня «The Hanging Garden» («Висячий сад»). Как сказал сам Смит, в ней он поёт «о брезгливости и неприязни того, как совокупляются животные», после чего добавил, что другая песня альбома — «Siamese Twins» («Сиамские близнецы») — «примерно о том же, но — между людьми»
На «The Hanging Garden» был снят такой же «весёлый» клип, где музыканты предстали в белых жутковатых масках. Кстати, именно в этот период формируется и знаменитый имидж Смита — всклокоченные волосы и выделенные ярко-алой помадой губы.
Как ни странно, даже такой мрачный сингл, как «The Hanging Garden», сумел достичь 34-го места в Британии. «Pornography» же занял аж 8-е место, и самые олдовые фэны THE CURE поныне считают его вершиной творчества группы (хотя лично для меня вся эта монотонность и депрессивность — чересчур). Дальше двигаться в том же самом направлении было уже невозможно и даже опасно, если учитывать тогдашнее состояние группы. А оно целиком соответствовало их творчеству.
Р. Смит:
«Это был образец нашей наиболее хаотической, ужасной записи. Я — серьезно! — не могу даже припомнить, как мы его записывали.Реклама
…В то время я находился под воздействием огромного количества серьёзных наркотиков и, будь я старше, не думаю, что выдержал бы этот натиск. Мы с Саймоном тянули друг друга всё глубже и глубже на самое дно. Сам альбом был реакцией на предыдущую запись, невероятным витком бессмысленной агрессии и насилия, смешанным с полным пренебрежением ко всем и всему остальному помимо нас самих».
Всё это безобразие разрешилось во время турне 1982 года дракой между Смитом и Гэллапом. После чего последний покинул THE CURE и группа фактически распалась. Сам Смит полагал, что навсегда… Но уже в декабре того же 82-го THE CURE возродятся — причём в совсем неожиданном качестве.