На что похожа «Сказочная Тайга» АГАТЫ КРИСТИ?

Реклама
Грандмастер

Выпустив в 1991 году превосходнейший (по скромному мнению автора статьи) альбом «Декаданс», группа АГАТА КРИСТИ… чуть было не распалась. Особого успеха пластинка не имела, денег не было, братья Самойловы постоянно ругались, а музкритики уже приготовили группе «могилу неизвестного солдата».

Но распада так и не произошло — благодаря то ли воле братьев, то ли внезапно обретенному спонсору в лице бывшего земляка — директора фирмы «Росремстрой». Мало того, АГАТА КРИСТИ только вступает на порог настоящей славы, выпустив в 1993 году блестящий, хотя и несколько «опрощенный» альбом «Позорная звезда».

И вот уже пикантную песню «Я на тебе, как на войне» начинают распевать даже школьники, почти по Фрейду заменяя слова «Беру портвейн, иду домой» на «Беру портфель, иду домой». Сам слышал.

Но настоящий прорыв АГАТЫ КРИСТИ произошел через год, когда, в преддверии знаменитого альбома «Опиум», группа выстрелила музыкальным хитом «Сказочная тайга».

«Когда я на почте служил ямщиком,

Реклама

Ко мне постучался косматый геолог,
И глядя на карту на белой стене,
Он усмехнулся мне.
Он рассказал, как плачет тайга,
Без мужика она одинока,
Нету на почте у них ямщика —
Значит, нам туда дорога
Значит, нам туда дорога».

Автором музыки выступил на этот раз не один из Самойловых, а третий композитор рок-группы — клавишник Александр Козлов (ныне покойный).

Смотреть всё

Правда, первоначальная версия «Тайги» имела совершенно другую форму: по одним воспоминаниям, более похожую на «гимн», по другим — на медленное «регги». Однако вскоре музыканты заметили, что начало мелодической линии припева до боли напоминает песню из советской кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию» («Звенит январская вьюга, и ливни хлещут упруго…» — сл. Л. Дербенева, муз. А. Зацепина). Вместо того чтобы это сходство как-то заретушировать, они пошли другим (более честным) путем — наоборот, сделали на этом узнавании основной акцент. Даже песню какое-то время так и именовали «Иван Васильевич».

Реклама

В результате преобразилась и сама песня: ритм ускорился, а гитара зазвучала в стиле ВИА 1970-х годов.

До логического завершения эту ностальгическую линию довел и оригинальный видеоклип, в котором были собраны почти все актеры, исполнявшие главные роли в старой кинокомедии. Клип музыканты посвятили памяти Леонида Гайдая. Как ни странно, эта рок-песня действительно оказалась прекрасным напоминанием о режиссере «Ивана Васильевича…».

Глеб Самойлов:
«Хороший клип получился, грустный, ностальгический. Мы использовали кадры из фильма „Иван Васильевич меняет профессию“, это было до всех „Старых песен о главном“. Большая заслуга режиссера клипа, что смог собрать всех актеров, снимавшихся в фильме. …Единственный, кто отнесся к этому прохладно, Пуговкин. Он живет далеко, и переговоры с ним были затруднены. Он отказался, сказав, а зачем он будет рекламировать какую-то группу. Все остальные согласились. Как оказалось, актеры, снимавшиеся в этом фильме, давно друг друга не видели и вместе не собирались. И фильм они давно не видели.

Реклама

Из Израиля звонила дочь Яковлева и рассказывала, что когда смотрели клип — все рыдали. Я же ответил, что нечего было уезжать…»

Текст песни тоже был построен несколько необычно. Первый куплет о косматом геологе вышел иронично-ностальгическим, начинающимся с одной цитаты (строчка из известного романса «Когда я на почте служил ямщиком…») и заканчивающимся другой («Значит, нам туда дорога…» — из песни Л. Утесова «Брестская улица»).

Реклама

Однако во втором куплете своеобразная «поездка на БАМ» превращается в типично «агатовскую» страшилку с сатаной, собирающим души, и розовым снегом. Основной автор текста — Глеб Самойлов — сказал, что это вызвано тем, что первый куплет он писал под себя, а второй под брата Вадима — натуру более страстно-романтическую, которая сможет более убедительно выкрикнуть страшные слова: «И тебя она получит!»

Кстати, и выпускать песню планировали под названием «Розовый снег», но решили, что с «мраком» в альбоме и так перебор.

Реклама


«Черные сказки белой зимы
На ночь поют нам большие деревья.
Черные сказки про розовый снег,
Розовый снег даже во сне.
А ночью по лесу идет Сатана
И собирает свежие души.
Новую кровь получила зима,
И тебя она получит,
И тебя она получит!»

Братья Самойловы о песне «Сказочная Тайга»:
«…второй куплет построен на страшных особенностях национальной тайги (о диких зверях). „Розовый снег“ — это снег, орошенный кровью растерзанных дикими зверями тунгусов. А поскольку тунгусы некрещеные, то их души по ночам собирает сатана (тоже герой этой песни). Так что тот, кто говорит, что тексты АГАТЫ КРИСТИ бессмысленны — дурак (тунгус — и ныне дикий). Текст посвящен Пушкину А. С., который воспел одного тунгуса („и ныне дикого“). А музыка, соответственно, посвящена фильмам Леонида Гайдая».

Реклама

Ностальгический антураж, яркая мелодия и разнохарактерный текст (в меру — романтичный, в меру — ироничный, в меру — жутковатый) превратили «Тайгу» в один из главных хитов группы и одну из любимых песен автора этой статьи.

В отличие от того же Шевчука, в АГАТЕ КРИСТИ никто с надоедливыми хитами не «боролся», и «Тайга» до сих пор входит в обязательную программу любого концерта группы.

Реклама

Глеб Самойлов:

«…мы сами считаем, что наша музыка достаточно тонкая, и в ней много сложных построений внутри. Другое дело, что она сделана доступным языком, поэтому люди воспринимают ее по-разному. Например, „Сказочную тайгу“ мы сами воспринимаем как эстетскую шутку, а люди иного склада — иначе».

Постмодернистские шутки в истории песни на этом не закончились. Спустя какое-то время по радио настойчиво зазвучала песенка «De ce plang chitarele» румынской группы O-ZONE, мелодия которой практически один в один повторила припев «Сказочной Тайги». Совпадение это или нет — не знаю… Плагиат — дело тонкое.

Реклама