Как появились фамилии с окончанием «-ский/-цкий»?

Реклама

На постсоветском пространстве сложился устойчивый стереотип, что фамилии, которые имеют окончание -ский/-цкий должны быть непременно польскими или еврейскими. Интересно, так ли это?

Действительно, наибольшее распространение такие фамилии первоначально получили у поляков и довольно часто встречаются у евреев. Изначально фамилии с подобными окончаниями носила исключительно польская аристократия (шляхта) как обозначение прав владения той или иной территорией — Потоцкий, Замойский, Балицкий, Вишневецкий. Польская аристократия даже требовала от правительства официального запрета именоваться фамилиями этого типа не шляхтичам.

Реклама

Основой этих фамилий преимущественно выступали топонимы — названия территорий, населенных пунктов, водных объектов. Бывает и так, что сложно понять, образована фамилия от личного имени или же от топонима. Так, фамилия Яновский может быть образована как от имени Ян, так и от названий населенных пунктов Янов, Яновка, Яново. Примерно на рубеже XV и XVI веков фамилии на -ский распространяются и в других, главным образом зажиточных, слоях Речи Посполитой. В силу своей престижности они стали довольно популярны не только среди поляков, но и среди представителей всех этнических групп, проживавших в Польше, в первую очередь среди почти уже полонизированной украинской и белорусской шляхты. В

Реклама
XVII—XVIII вв. подобные фамилии распространяются среди украинцев и белорусов уже гораздо шире, модные «псевдошляхетские» фамилии берут зажиточные горожане, священники, казачья старшина.

Показателен фрагмент из автобиографии украинского писателя Ивана Нечуй-Левицкого (1838−1918):

«Отец мой, Семен Степанович Левицкий, был священником в Стеблеве, где был священником и мой дед, и прадед. В грамоте на чин священника мой прадед написан не Левицким, а Леонтовичем; он изменил свою фамилию, как мне рассказывал отец, из-за того, что фамилия Левицкий была тогда в моде».

Фамилию на -ский взял себе, перейдя в духовный сан и дед писателя по материнской линии:

«Мой дед, Лукьян Трезвинский, был простой казак, родом с Полтавщины, откуда пришел на Киевщину со своим братом. Они стали священниками, и мой дед дал себе благородную фамилию Трезвинский, а брат его назвал себя Коцевольским».

Реклама

После разделов Речи Посполитой фамилии на -ский активно распространяются уже по самой России. Казацкой старшине были дарованы высокие чины и звания, шляхта уравнена в правах с российским дворянством. В дальнейшем представителей этих фамилий можно встретить на службе государевой по всей

Реклама
Российской империи. Не будем забывать и о миграциях мещан и духовенства, о переселении казаков на Кубань, о высылке во внутренние губернии участников польских восстаний. О миграциях уже ХХ века можно вообще отдельную статью написать.

Таким образом, изначально польские шляхетские фамилии попадают в украинскую и белорусскую среду, а затем и в русскую. На данный момент число носителей «польских» фамилий в России, Беларуси и Украине даже выше, чем в собственно Польше (именно число носителей, не общая доля). Так, на Украине фамилии на ский, -цкий, -зкий принадлежат к наиболее распространенным, занимая третье место после фамилий на -енко и -ук, -чук.

Однако не стоит считать что фамилии на -ский/-цкий непременно связаны с Речью Посполитой. Подобные фамилии существовали и на

Реклама
Руси, их получали бояре и представители дворянства по названиям своих родовых уделов — Вяземский, Ярославский, Черкасский, Дубровский, Шуйский т.д. Но представителей знати на Руси было не так много, как в Польше, и эта традиция не получила широкого распространения.

В XVIII веке православные священнослужители в России получили право наравне с дворянами иметь личные фамилии. Зачастую семинаристам давали искусственные, но красиво и благородно звучащие фамилии взамен их собственных. Этим путем возникли фамилии Успенский, Богоявленский, Рождественский, Космодемьянский, Сперанский, Преображенский и т. д.

Реклама

Также с начала XIX века «шляхетские» фамилии на основе топонимов очень широко распространяются и среди евреев Российской империи, что связано с большой мобильностью еврейского населения. Как правило, фамилию на основе топонима давали человеку, уже покинувшему одноименный населенный пункт. Именно таким образом появились Ганапольские, Бердичевские, Ходорковские, Жаботинские, Виленские, Воловельские, Гродненские, Бродские, Луцкие, Коломойские, Ямпольские, Трембовельские, Яновские и т. д. Стоит отметить, что из-за черты оседлости большая часть российских евреев проживала в пределах бывшей Речи Посполитой.

Крестьянство в Российской империи в большинстве случаев фамилий не имело и довольствовалось прозвищем по имени предка, что порождало огромное число Петровых, Ивановых и Сидоровых. Иногда сам барин давал прозвище крестьянину, зачастую не самое благозвучное. После отмены крепостного права крестьянские прозвища превратились в фамилии. Со временем многие потомки бывших крепостных стали предпринимателями, учителями, чиновниками. Однако неблагозвучная или смешная фамилия сохранялась за ними.

Реклама

До Октябрьской революции смена фамилии была практически невозможна, сменить ее дозволялось лишь по личному разрешению государя. В 1918 году Владимир Ленин подписал декрет «О праве граждан изменять свои фамилии и прозвища». Согласно ему, гражданин РСФСР получал право выбрать себе абсолютно любую фамилию. Так появились новые фамилии Лондонский, Октябрьский, Пролетарский, Днепропетровский и т. д.

Реклама

Принцип образования фамилий с окончанием -ский существует и у чехов, словаков, македонцев. Более того, в результате ассимиляции славянского населения немцами, эмиграции поляков, евреев и русских это окончание распространилось и в Западной Европе, Северной и Южной Америке. Так появились немцы, испанцы, аргентинцы, американцы, канадцы с фамилиями Janoski, Lewinsky, Chomsky, Swarowski, Bukowski, Brodsky, Sikorsky. Бывают и занятные совпадения: к примеру, известная певица Диана Гурцкая носит мегрельскую фамилию, которая не имеет мужской и женской формы.

Поскольку и Речь Посполитая, и Российская империя были многонациональными державами, то на протяжении всего длительного периода их существования происходили активные процессы ассимиляции и взаимообмена фамилиями. Поэтому в настоящее время довольно трудно, а иногда просто невозможно без дополнительных генеалогических исследований установить, какова же настоящая история фамилий -ский/-цкий у её конкретных носителей. И уж тем более нет никаких оснований лишь на основе окончания фамилии делать выводы о ее аристократическом происхождении. Однако досконально изучив ее корень, все же иногда можно сделать кое-какие выводы.

Реклама