Фильм «Огнем и мечом». Хотите с головой погрузиться в сказку?

Реклама
Грандмастер

Да-да, я о том самом фильме Ежи Гоффмана. Экранизации первой части знаменитого романа-трилогии Генриха Сенкевича — «Огнем и мечом», «Пан Володыевский» и «Потоп».

Правда, две последующих части, как это ни парадоксально, увидели своего зрителя значительно раньше.

Являющийся завершением трилогии «Пан Володыевский» с Барбарой Брыльской в роли Кшиси, Даниэлем Ольбрыхским в роли мурзы Азья Тугай-беевича и Мариушем Дмоховским в роли гетмана Собесского, побив все мыслимые и немыслимые рекорды по кассовым сборам и популярности, вышел на большой экран в 1968 году.

Через шесть лет пришел черед ещё более масштабного, 316-минутного «Потопа», который даже номинировался на «Оскар» как лучший иностранный фильм, но проиграл престижную статуэтку «Амаркорду» Федерико Феллини.

Реклама

А вот к съемкам «Огнем и мечом» Ежи Гоффман приступил только 13 октября 1997 года. Сначала творческому процессу мешала идеология. Как-то не с самой лучшей стороны польский классик показал трудящиеся массы братского по социалистическому лагерю украинского народа. Вроде как не эксплуататоры-феодалы в лице погрязшей в роскоши шляхты, а простые холопы и рядовое казачество были поджигателями войны. Причем не освободительной, как-то утверждали абсолютно правильные учебники истории, а гражданской, ставшей одной из основных причин падения величия Речи Посполитой.

И как такое снимать? Вот Гоффману и не разрешали. А когда весь социалистический лагерь тихо-мирно почил в бозе со всеми его идеологическими установками, так денег не стало. Фильм-то исторический. Костюмы XVII века, кони, наездники, массовка, воссоздание в натуральную величину мест сражений… В 8 миллионов долларов бюджет картины по факту вылился. А их где-то найти надо. Продюсеры, спонсоры. Попробуй, уговори их.

Реклама

Гоффман уговорил. И снял.

8 февраля 1999 года состоялась премьера фильма. Только за первый месяц проката в Польше его посмотрели 3 323 770 зрителей. К сентябрю их число выросло более чем вдвое, до 7,15 млн. человек. И если сопоставить эту цифру с численностью населения страны, то получается… Получается, что «Огнем и мечом» посмотрел каждый пятый поляк.

Хотя, чего тут странного? Польский фильм о героическом периоде польской истории, снятый польским режиссером. Плюс масштабная постановка, грамотная реклама, интересный сюжет, который, учитывая художественную основу Генриха Сенкевича, и не мог быть другим. Всё это — составляющие и кассового успеха кинокартины Ежи Гоффмана, и того зрительского признания, который фильм заслуженно получил. И не только в Польше. По некоторым источникам, «Огнем и мечом» собрал по всему миру 40 миллионов долларов, почти в пять раз перекрыв расходную часть своего бюджета.

Реклама

Но, как на мой взгляд, все эти составляющие навряд ли дали бы такой ошеломляющий эффект, если бы в фильме не было сказки.

Уж так мы устроены. Сказка, хотим мы того, или нет, входит в каждого из нас с самого малолетства, да так и остается на всю оставшуюся жизнь. Да, вроде бы давно уже вырос из коротких детских штанишек с ныне мало кому известными помочами, набил достаточно шишек на голове и наставил синяков по всем остальным частям тела. И хорошо знаешь, что добро не всегда побеждает зло. Что любовь может быть безответной. А ответная, если её не питать чувствами, — обязательно зачахнет. И друзья могут предавать. Есть, к сожалению, у них и такая способность. Не у всех и не всегда, но… Есть.

Реклама

Всё вроде бы знаешь. Но наперекор жизненному опыту, синякам и шишкам… Всё равно — хочется сказки. Чтобы добро по итогу обязательно победило зло. Чтобы любовь преодолела все мыслимые и немыслимые преграды и не растаяла прошлогодним снегом под яркими солнечными лучами и жизненными невзгодами сразу же после свадьбы. Или чуть погодя. Со временем. Хочется, чтобы рядом были такие друзья, которые за тобою — и в огонь, и в воду, и по медным трубам.

И всего этого в «Огнем и мечом» — с избытком. Столько, что на восемь таких фильмов хватит, ещё и останется.

Правда, определяя жанр кинокартины, прокатчики как-то совершенно упустили это обстоятельство из виду. Или их просто смутила серьезная историческая составляющая сюжета. Которую, кстати, можно довольно точно определить хронологически.

Реклама

Действие фильма начинается незадолго до битвы под Желтыми Водами. А завершается снятием осады Збаража. А это 1647−1649 годы.

Восток и юго-восток Речи Посполитой объят всепожирающим пламенем гражданской войны. А война, тем более гражданская, то — как говорил один из наших классиков, не любезность. И не цветочки в палисаднике. Это грязь, смерть и жестокость, временами переходящая в изуверство.

И примет военного времени — щедро рассыпано по всему фильму. Это и масштабные военные баталии с атакой крылатых польских гусар под Желтыми Водами или с широкой поступью пеших казаков, под бой барабанов идущих на штурм Збаража. И локальные стычки небольших вооруженных отрядов. И холопы, повешенные за грабеж имения Курцевичей. И посаженные на кол по приказу Иеремии Вишневецкого казацкие парламентарии, которые для князя таковыми не являются. Потому что они — «взбунтовавшиеся холопы».

Реклама

По ходу сюжета перед нами пройдут реальные исторические личности. Связанный по рукам и ногам в своих действиях решениями Сейма король Ян Казимир в исполнении Марека Кондрата. Хитрый, как лис Богдан Хмельницкий (Богдан Ступка). Ищущий в союзе с казаками собственную выгоду, самодовольный крымский полководец Тугай-бей (Даниэль Ольбрыхтский). Верный королю и Отечеству князь Иеремия Вишневецкий (Анджей Северин). А за ними — ряд реальных казацких полковников — Барабаш (Густав Люткевич), Кривонос (Мачей Козловский), Кисиль (Густав Холоубек), Богун (Александр Домогаров).

Да дело даже не в исторических личностях или их прототипах. Достаточно просто послушать, как, аккомпанируя себе на старинном украинском струнном щипковом музыкальном инструменте — кобзе, Юрко Богун поет грустную лирическую песню о том,

Реклама
«що сподобалася йому тия дивчиночка». А холодный осенний ветер тихонько стучит в окошко дождевыми каплями. И полумрак, притаившийся по углам больше похожего на просторную деревенскую избу имения Курцевичей, того и гляди заплачет вслед за оплывающими воском свечами…

Посмотреть и понять, что вот такой, наверное, и был век XVII. Каким режиссер увидел его из века XX-го, а мы, уже отсюда — из XXI-го. Хотя, какие века? Перед нами — просто человек, безотносительно времени. Любящий мужчина. Который любит и страстно желает, чтобы и его любили. Ну, хотя бы вполовину от того, как любит он. А вот уверенности такой у него и нет. И потому грусть наполняет этой песней всё экранное пространство. До самых краев. А потом, уже через них, начинает широким потоком изливаться к нам, в зрительный зал.

Реклама

Да, у этого фильма сильная историко-драматическая сюжетная составляющая. Но не меньшая, параллельная ей, — сказочно-лирическая. Где добро обязательно победит зло. И два любящих друг друга сердца встретятся, несмотря на все чинимые им преграды. А потом будет свадьба. Которой даже самая настоящая, владеющая черной магией ведьма Горпина (Руслана Писанка) — не помеха. Потому что на неё у верного слуги пана Кшетуского — Жендзяна (который «тоже из шляхтичей, правда, из бедных») — есть серебряная пуля и осиновый кол. А если кого из настоящих, преданных друзей и заденет пуля или сабля, так достаточно «приложить к ране жеваной паутины».

Так что если хотите погрузиться в сказку, поставьте в DVD-проигрыватель диск с «Огнем и мечом», налейте в бокал хорошего красного, потушите в комнате электрический свет, зажгите пару свечей и… Погрузитесь в сказку. Посмотрите, какой была Великая Польша.

И какой она, наверное, уже больше никогда не будет. А если и будет, то, скорее всего, — совсем не такой…

Реклама