Созданные со страстью…
Только человек, безгранично увлеченный своим делом, мог сотворить то, чем не перестают восхищаться уже более столетия. Таким человеком был Чарльз Льюис Тиффани, основатель ювелирной компании Tiffany&Сo, продукция которой — предмет мечтаний почти всех представительниц прекрасного пола. Таким же был и его сын, Луис Комфорт Тиффани — художник и дизайнер из Нью-Йорка. Правда, страстно влюблен он был не в дизайн ювелирных изделий, а в витражи.
На первых этапах своей карьеры он занимался созданием оконных витражей, лампы же стали побочной ветвью его творчества. Чтобы не выкидывать стеклянные кусочки-обрезки, оставшиеся после «раскройки» стекла для витражей, он придумал собирать из них более практичные вещи —
Идея оказалась настолько удачной, а её исполнение настолько идеальным, что, появившись впервые на чикагской Всемирной ярмарке в 1893 году
К слову, создатель необычных светильников предлагал различные варианты их конструкций: для масляного освещения и для электрического, которое в то время только-только стало общедоступным. Позднее лампы с абажурами «Тиффани» стали выпускаться серийно в мастерских дизайнера, а производство стало носить название Tiffany Glass Company.
… по уникальной технологии
Помимо того, что Луис Тиффани заложил «первые кирпичики» моды на витражные светильники, он оставался, как и прежде, верен своему увлечению — изготовлению витражей. Его изысканные и неповторимые работы имели большой успех и широкое признание, но он продолжал совершенствовать свое мастерство. Именно потому Луису Тиффани удалось совершить своего рода революцию: перевернуть представление о витражах как о декоративно-прикладном искусстве.
Ему принадлежит идея соединять самые мельчайшие стеклянные кусочки разного цвета, используя для этого тонкую полоску медной фольги, чтобы оборачивать грань каждого стеклянного элемента. Прежде в качестве таких «прожилок» между цветными обрезками выступали свинцовые прутья: грубоватые, по мнению Луиса. И только металлическая фольга позволила аккуратно спаивать крошечные элементы для создания сложнейших работ. Именно филигранность и стала визитной карточкой Тиффани-ламп и прочих поздних витражных работ художника.
Кроме того, Луис Тиффани и само стекло для своих произведений старался довести до совершенства. Художественное чутье мастера требовало идеального соответствия тонов и оттенков его «красок» — стеклянных кусочков.
Потому, если желаемого цвета стекла не было, он экспериментировал с процессом его создания. К примеру, накладывал тонкие стекла разных оттенков друг на друга, пока не был абсолютно удовлетворен результатом. Или изготавливал и использовал иризирующее стекло с тончайшим, переливающимся металлическим покрытием. К слову, это стало его отличительным, фирменным знаком.
…в неповторимом стиле
Луисом Тиффани были созданы шаблоны, своего рода витражные рисунки, по которым на производстве выпускали (и выпускают до сих пор) разнообразные модели
И хотя оригинальные Тиффани-лампы, выпущенные под руководством дизайнера, уже можно считать раритетными, технологии, разработанные Луисом Комфортом Тиффани, актуальны и применяются в производстве до сих пор. Кроме того, немало дизайнеров переняли его идею и выпускают изделия в стиле «Тиффани»: осветительные приборы с основой из витражных стекол. Так страсть знаменитого художника и дизайнера к витражам навсегда осталась в истории светильников.